В Васильевском говорят, что в деревне в последнее время жить стало веселее. Когда слышишь, как в поле работает трактор, а на ферме мычат коровы, будущее родного села представляется не таким унылым и бесперспективным.
Местные активисты не раз обращались к власти и общественности с просьбой обратить внимание на Васильевское и задуматься о его будущем. «Пришлите нам инвестора. Земле нужен хозяин, людям – работа, селу – перспективы», – говорили и писали они.
Инвестор-не инвестор, но приехала в Васильевское из Воронежской области многодетная семья с намерением возродить животноводство в самой глубинке Сафоновского района. О ней еще ранней весной рассказали Глава Вадинского сельского поселения Лилия Ивановна Здесева и менеджер местной администрации, коренной житель Васильевского Николай Михайлович Кучерявенков. Он и вызвался познакомить с новыми жителями отдаленной деревни.
Разговор завязался сразу же, как только мы переступили порог палатки, выполняющей функции офиса.
– Надолго вы к нам, Казимировы?
– Об этом нас здесь спросили в первую очередь, – рассмеялись они. Александр продолжил: посмотрите – на горке дом стоит. Мы его в позапрошлом году построили. Правда, он очень простой, без наворотов, хотя и в два этажа. Разве дома строят, чтобы снова сорваться с места? Нет. Нам здесь нравится. Так ведь и скучать некогда. Не отдыхать приехали, жить, работать.
– Первые впечатления от новых мест какие?
– Не знаем, что вы думаете о местных жителях и руководстве района, но у нас взгляд свежий. Тем более, что сравнить есть с чем. Мы почувствовали, что нас здесь как будто ждали. Люди очень дружные, приветливые. Нам не пришлось обивать пороги, ругаться и добиваться. В администрациях района, Вадинского поселения, в Васильевском получили полную поддержку для оформления крестьянского фермерского хозяйства, выделения земли в аренду. Без проволочек землю под участок предоставили как многодетной семье. А как обрадовались нашим ребятам в школе… Все, говорят, теперь нас не закроют! Мы слышали, что еще одна семья с детьми дом в Васильевском купила – тоже два ученика сядут за парты в местной школе. А там, где школа, хозяйство, там и дети на свет появляются. В Васильевском мы не чувствуем себя чужими.
– Так почему все же Смоленщина? Здесь земля тяжелая, сплошной суглинок – нечерноземье, одним словом. Копейка, заработанная крестьянским трудом, дается непомерным трудом.
– Это нас не пугает. Оба выросли на земле. У меня мать всю жизнь в хозяйстве в Витебской области коров доила. Отец – пастухом, на пенсию, можно сказать, ушел с поля. Жена, Наталья, тоже из крестьянской семьи. Да, мы приехали к вам из черноземной полосы земледелия, но, как видите, пригодились.
– Зато теперь и мужу к родине поближе, и до Воронежа доехать можно, – включилась в разговор Наталья. Она как раз и является официальным индивидуальным предпринимателем и главой крестьянского фермерского хозяйства. – А что в глубинке оказались, так и здесь свои плюсы есть. У нас нет специального образования, но если что не знаем – люди подскажут. Начальник отдела по сельскому хозяйству Сергей Петрович Пыхов «шефство» над нами взял. Конечно, понимаем, что на одном энтузиазме не уедешь и что знания нужны – будем стараться всему научиться. Наши университеты по крестьянскому хозяйству – это наши поля, фермы, коровы, телята.
– В том, что на ошибках учатся, мы уже поняли, – поддержал жену Александр. – Напролом идти теперь не будем. Представьте, купили телят, а молока-то для них нет – дойных коров еще не завели, одни нетели. Поняли: вначале коровы, а телята потом. И лучше свои, доморощенные.
Создавали «стартовую» группу Казимировы постепенно: в Рославльском районе, в СПК «Вышегор», других хозяйствах Смоленщины закупали по 10–20 голов нетелей, приобрели быков и уже получают потомство. Из имеющихся сейчас 130 голов – 21 дойная корова.
– Наталья, вам кто помогает коров доить?
– Да я сама успеваю: работы не боюсь – с детства привычная. Не смейтесь, это, конечно, не выход. Но первотелок нужно раздаивать только руками, а уже потом переходить на автоматы. Саша присмотрел установку с молокопроводом сразу на восемь мест. Она уже в пути, скоро получим. Удои хорошие, молока телятам хватает. Дойная группа будет увеличиваться постепенно: в июне
отела ожидаем сразу у восьми коров. Еще несколько десятков голов купим.
– И молоко девать будет некуда?
– Есть куда. С перерабатывающим предприятием в соседнем Ярцевском районе уже договор на взаимовыгодных условиях заключили, – объяснил Александр. – А если у нас получится, как задумано, то свою переработку наладим.
А задумано Казимировыми за пять лет значительно увеличить поголовье и задействовать все шесть помещений, оставшихся от прежних развалившихся хозяйств. Пока только одно обжито. Еще один коровник для беспривязного содержания скота ремонтируется. Вначале они хотели ограничиться личным подсобным хозяйством и смогли бы только на нем жить безбедно, но, как сказал Александр, масштабы не те…
– Вот вы говорите, у вас земли неплодородные. А мне кажется, это лишь до той поры, пока на них не появится хороший и рачительный хозяин, – заметил он, открывая двери в коровник. – Здесь в свое время и урожаи хорошие получали, и коровы отменно доились. И у нас получится.
Здесь, как в домашнем хлеву российской глубинки, все вместе – нетели, дойная группа, ожидают срока отела коровы. Телята высовывают мордочки через решетки клеток. Конечно, это не современный высокотехнологичный уровень. О многом пока можно только мечтать. Но это, считают Казимировы, только начало. Это же свое, родное дело. Его погубить нельзя.
В аренде у Казимировых 1300 га земли. Вышли на поля новоиспеченные фермеры и поняли: лет семь прошло, как на них в последний раз пахали. Два года назад было у них в наличии полтора трактора: один более-менее работал, второй то и дело ломался. Решили, что создавать свой машинно-тракторный парк нужно, но без кредитов не обойтись. Не тут-то было. В банке выслушали, но отказали: прибыли нет – нет и кредита. Как же прибыль получить, если работать не на чем? Еще раз попытались войти в программу поддержки – снова от ворот поворот. Но руки не опустили: все же должны их заметить.
– Ожидаем комиссию, покажем им все, – поделилась планами глава крестьянско-фермерского хозяйства, – может, поверят, что мы не в игрушки играемся, а сельское хозяйство в смоленской глубинке возрождаем. Грант «Семейная ферма» – это же про нас. Разве нет?
Опыт нарабатывается. В прошлом году посеяли овес и вику. Получили 500 тонн сенажа, кроме этого, заготовили 200 тонн сена. Считают, что для имеющегося поголовья хватит до конца года. В этом сезоне посевной клин увеличивают, сеют люцерну, применяют удобрения. Стараются, чтобы как по науке. На новую технику денег не хватило, но уже есть три трактора, экскаватор, сеялка, косилка, обмотчик рулонов.
Мы вышли из коровника. Из-за тучи выглянуло солнце. Вся обочина заставлена строительными материалами. В соседнем помещении настелили полы, вставили оконные проемы. На другие фермы без слез не взглянешь. Последние «хозяева» довели до ручки помещения, из которых с корнем выдрано все, что можно было унести для сдачи в металлолом.
Но фермеры духом не падают. Не для того приехали. Для работы на земле. Пусть у них все получится.