Нет, не мрамор – мраморная кожа,
Нет, не глина – тщетность суеты…
Здесь не так: «Похоже, не похоже?»
Здесь сложнее: «Ты или не ты?»…
Точнее, чем сказала поэт Любовь Сердечная о работах скульптора, не скажешь. Зритель всегда имеет своё мнение. Каждый из них есть критик и почитатель.
Входишь в зал выставки и замираешь. Здесь будто бесконечное небо вперемешку с ветром из рая спрессовались в камень и глину. Словно вся исковерканная в мучительном существовании мировая вселенная, разделившись на эпизоды, прошла через рабочие руки скульптора и затвердела в бронзе, камне, гипсе, керамике, терракоте и дереве. Чувствуется, что через застывшую вечность пробивается горячий пульс великих потомков прошедших эпох вместе с современниками: Ван Гог, Твардовский, Циолковский, Рыленков, Глинка, Иисус, Васильев, Давыдов, Четыркин, Есенин, Кутузов, Пржевальский, Исаковский, Козлов, Абалян… Здесь герои легенд, сказок, мечтаний, любви, дружбы и страсти: амазонки, балерины, воины, розы, руки, друзья, феи, одиночество, память, космос… Всё это – Константин Куликов – скульптор, который ломает время, вырывая из бремени вечности человека! Он лепит даже своё воображение, недалеко уходя от реализма. Преодолевая «порог сознания», Константин Фёдорович осмысленно доводит до зрителя замыслы своих работ вполне доходчиво.
Родился Константин в 1957 году в деревне Лаврово, затерянной во Владимирских лесах, между двух речек – Толоконка и Сомша. Остался на сегодняшний день в той деревне лишь один его дом. Стоит он, будто оторванный листок от лаврового венка, которым увенчан его хозяин. Затем семья переехала в поселение Кольчугино, которое своим наименованием – от слова «кольчуга» – возможно, и привело будущего скульптора к первой профессии – кузнеца.
К таланту прибавились упорство и трудолюбие, которые сопровождают Куликова всю его жизнь. В 1987 году он окончил художественно-графический факультет Витебского педагогического института. Главным его направлением было: «Учиться всему у всех, но не подражать никому! Идти лишь своей дорогой!» Как и многие скульпторы смоленской школы, он считает своим учителем народного художника Альберта Сергеева, автора памятника Первогвардейцам в Ельне. Не забывает Константин Фёдорович и своих учителей-педагогов, которые направили его на нужный путь и помогли выбрать свою дорогу среди клубка течений в искусстве. Это Лев Васильевич Кудряшов из г. Владимира и Иван Иванович Колодовский из Витебска.
1980 год стал для Куликова дебютным в монументальной скульптуре: им, тогда ещё студентом Владимирского художественного училища, в бронзе был выполнен памятник трагически погибшему молодому человеку.
В 1987 году Константин впервые почувствовал свою нужность как скульптор, когда стал победителем в областном конкурсе на лучший памятник песне «Катюша». Он был призёром на областных и городских скульптурных конкурсах, дипломантом выставок различного уровня. Персональные выставки проходили в городах России и за рубежом. Многочисленными Благодарственными письмами и Почётными грамотами оканчивались его вернисажи. В 2014 году Куликов получил Серебряную медаль Союза художников России «Традиция, духовность, мастерство».
Константин Фёдорович вписал своё имя в историю монументального искусства России работами: памятник Ростиславу, князю Смоленскому и Новгородскому, великому князю Киевскому в г. Рославле; в Руднянском районе Смоленской области, близ деревни Кашкурино, открыт ансамбль «Жертвам репрессий»; в городе Воинской Славы Ельне установлен памятник женщине-матери-труженице-солдатке. На пьедестале высечены стихи, которые написал один из скульптурных героев Куликова, прекрасный поэт и человек, почётный гражданин города Ельни Анатолий Панасечкин:
Дающей жизнь,
познавшей скорбь и боль,
Заботнице и труженице
вечной.
Да будет свята
к матери любовь,
Да будет благодарность
бесконечной!
Любой пришедший на выставку скульптора скажет, что главной работой Куликова является портрет матери – Анны Михайловны. Её шёпот: «Я за тебя молюсь!» – явно слышен из сомкнутых губ крестьянки. Молитвенно сомкнутые в троеперстии пальцы, сквозь которые будто скользит нить жизни её сына, взвалившего на свои крепкие плечи трудную судьбу ваятеля.
Тема войны у Константина Куликова начинается портретом отца Фёдора Петровича, прошедшего великое побоище простым солдатом. В его изображении – родовые черты Куликовых. У него уставшее лицо воина с твёрдой верой в Победу. В отце – вся память, которую не забыть! Кто предаст забвению горькие годы сражений, тот опустошит будущее своих поколений! Но война, уже современная, не удаляется от Куликова. В посёлке Ершичи Смоленской области в августе 2018 года установлен бюст его работы морскому пехотинцу Андрею Тимошенкову, погибшему в Сирии.
Писатели и поэты у Куликова на особом месте. Родственные души, пропускающие через себя боль, живущие в самоистязании и покаянии. Великий Гоголь вначале сделан из дерева, потом изготовлен в керамике: волосы и глаз – весь трагизм собран в скомканное, чуть деформированное лицо великомученика. Только безумный взгляд мог вобрать в себя весь трагифарс гоголевской России, а потом выплеснуть в бессмертные строки «Мёртвых душ» и «Вия». Вдруг – Есенин! Да, это именно он. Совсем не таким показывают его в книгах на слащавых фотографиях. Здесь он настоящий. Только Есенин Куликова мог написать строки:
Я устал себя мучить бесцельно,
И с улыбкой странной лица
Полюбил я носить
в лёгком теле
Тихий свет и покой мертвеца…
Женские образы Куликова особенно притягивают. Во многих произведениях узнаётся жена и муза художника – Наталья. Она и Амазонка с точёным лицом дикой красоты, которая в момент опасности выхватит меч и пресечёт попытку посягательства на её Родину или дом. Она и «Стрелец», умеющая владеть луком не хуже, чем пеленать дитя. Многообразность и необычность форм всевозможных куликовских героинь притягивают, словно живыми грациями, и влекут, влекут в свой потусторонний мир изящества и красоты – «Балерина», «Алёнушка», «Педагог», «Спортсменка». Выводят из состояния равновесия и осмысления реальности скульптуры «Ника опалённая» и «Внутренний голос». В них спрятаны терзанья художника, преодоление «болевого порога» вдохновения, когда падают руки в бессилии, а сам будто проваливаешься в безвоздушное пространство, в чёрный космос, где отсутствует земное притяжение…
Особое место занимают великие люди Смоленщины: три бюста смолян-первопроходцев Пржевальского, Козлова и Четыркина, которые на рубеже конца XIX – начала XX века вписали свои имена в географическую историю России как первооткрыватели Центральной Азии; смоленские писатели и поэты: Исаковский, Рыленков, Твардовский, Васильев, Беляев – оставившие яркий след в мировой литературе; полководец Кутузов; музыкант Глинка.
Нельзя пройти мимо скульптуры «Испытание». Это не легендарный мессия, хотя первое видение острых шипов, вонзённых в лоб, даёт обманчивое впечатление об Иисусе. Это наш современник испытывает Христовы муки, вместо тернового венка несёт на своём измученном теле атрибут рабства – колючую проволоку.
Человек, брошенный в пустоте вселенной, изображённый автором в тёплой бронзе на холодном камне – это «Одиночество». Сколько тоски в крохотной скульптуре, будто людской зародыш вышвырнут в суматошный мир жестокости и грехов для мучений и смерти.
«Слабость» Куликова – металл. Кузнечным делом он владеет в совершенстве и не сокрушается, если в его машине «полетит» какая-либо деталь. Она начнёт жить «частью тела» в какой-нибудь скульптуре, украшающей волшебный двор: среди ретро-автомобилей стоят мифические парусники, собаки, Дон Кихоты и немыслимые герои из легенд и сказаний.
Карандашная графика, которая выставлена для обозрения, оставляет не меньшее впечатление, чем скульптура. В серых тонах показана Соловьёва переправа – рубеж, который вписан солдатской кровью в историю войны на Смоленщине. На небольшом рисунке нет взрывов и тонущих солдат, ни огня, ни переломанных тел. Изображена всего лишь пробитая каска, стреляные гильзы и кусок обшивки от щита противотанковой пушки, пробившей на излёте ствол дерева. Этот набросок сделан с натуры в 1985 году. Видно, что автор не искал его специально, такие «натюрморты» оставлены войной повсеместно. Как память о своей службе в десантных войсках напоминает рисунок «Тельняшка».
Прикосновение к настоящему искусству дают все работы Куликова.
Александр Крячун, член Союза писателей России,«Писатель года – 2014», Российским Императорским Домом в 2017 году включен в антологию лучших писателей XXI века – сборник «Наследие».