Руднянский район События

В г. Смоленске с 1 по 5 марта 2021 года, в рамках реализации регионального проекта «Молодые профессионалы», проходил VI Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Смоленской области. 34 профессиональные компетенции в трех возрастных группах собрали самых лучших специалистов. Не остались в стороне от чемпионата и школьники. На площадке № 15 в СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта» проходили соревнования по компетенции «Организация экскурсионных услуг – юниоры», в которых, после непростого отбора, приняли участие 5 обучающихся в возрасте от 14 до 16 лет.

В третий раз

Подобные соревнования проводятся в Смоленске третий раз. И у специалистов детско-юношеского центра уже сложился определенный опыт, который позволил провести все соревновательные дни на высоком уровне. А насколько серьезным было данное мероприятие, говорит то, что у  каждого участника был личный наставник (компатриот), который являлся одновременно и экспертом соревнований. Для максимально честного оценивания деятельности ребят были приглашены также независимые эксперты – специалисты высокого уровня в рамках компетенции. Их должности говорят сами за себя: генеральный директор ООО «Агентство путешествий «Турпоездка», генеральный директор ООО Смоленск Трэвел, главный научный сотрудник АНО ДПО «Смоленский научно-образовательный центр». Важнейшую роль в работе площадки выполнял главный сертифицированный эксперт, приглашенный из Волгограда, и его заместитель – опытные специалисты, за плечами которых уже не один чемпионат.

Каждый конкурсный день был насыщен работой. Участники соревновались по 4 модулям, которые включали в себя сложные практические задания.

Модуль «А».

«Организация экскурсий».

Участнику предлагалось разработать, с использованием специального интернет-ресурса, аудиогид по 3-4 экскурсионным объектам по заданной теме. В течение 3 часов конкурсанты отбирали экскурсионные объекты и интересную информацию о них в сети интернет. Важно понимать, что тему предстоящей экскурсии они узнали только перед началом модуля, а информацию по тематике должны были не только скомпоновать в интересный, грамотный текст, но и выразительно надиктовать его через микрофон.

Кто-то решит, что 3 часа – это очень большой промежуток времени. Как эксперт могу сказать, что этого времени только и хватает для того, чтобы один раз четко выбрать объекты и собрать по ним информацию. Ошибка хотя бы с одним объектом может стать причиной серьезного снижения итоговых баллов за конкурс.

Модуль «В».

«Разработка экскурсии».

Этот модуль можно назвать домашним заданием. Участники разрабатывали фрагмент интерактивной экскурсии по музейной экспозиции, с использованием предложенных экспертами экспонатов. Темой экскурсии в этом году стало «Путешествие в мир русской избы». И снова условия соревнований были очень серьезными. Требовалось создать специальную технологическую карту фрагмента экскурсии (оформляется в соответствии с ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»), предложить материалы «портфеля» экскурсовода (дополнительная к экспонатам наглядность, которая, по мнению конкурсанта, шире раскроет смысл его экскурсии), краткий план фрагмента экскурсии (тема/подтема, цель, задачи, продолжительность фрагмента экскурсии и др.). Казалось бы, если это домашнее задание, то все будет выполнено на высшем уровне. Однако, как раз с оформлением материалов четко по пунктам требований возникли проблемы у ребят, и экспертам было очень непросто выставить оценки.

Модуль «С».

«Интерактивная экскурсия».

Требовалось провести интерактивную экскурсию, документация для которой оформлялась в предыдущем модуле. На проведение экскурсии было выделено не более 10-ти минут. Психологическую устойчивость, знание материала, умение использовать экспонаты для показа, а также навыки общения с малознакомой аудиторией (а это были как раз те эксперты, которые оценивали участников!), умение заинтересовать своим рассказом должны были продемонстрировать конкурсанты. Эта часть конкурса была самой зрелищной и эмоциональной. Ребята старались быть и профессиональными, и обаятельными, и внимательными экскурсоводами одновременно. Каждому удалось представить что-то свое, особенное, отличавшее его экскурсию от других.

Модуль «D».

«Решение проблемной ситуации».

Это была, наверное, самая непредсказуемая часть соревнований. В течение 3-х минут участнику необходимо было ознакомиться с 3-мя билетами по проблемным ситуациями, которые могут возникнуть перед началом или во время проведения экскурсии, и продумать свои действия, с точки зрения профессионала-экскурсовода, после чего дать ответ. А вопросы порой имели не один путь решения, поэтому требовалось проанализировать возможные варианты развития событий. И снова экспертам пришлось потратить немало времени, чтобы объективно оценить ответы конкурсантов.

Не все так просто, но…

Кажется, как все просто, когда описываешь условия соревнований. Но, только окунувшись в работу, понимаешь какой выплеск эмоций и сил там происходил, какое проявление характера, профессиональных и личностных качеств требовалось от простых смоленских школьников. Или все же не простых? Вряд ли просто так получится в течение 4-х дней доказывать свою компетентность в сложной профессии экскурсовода. Да, у кого-то это получилось получше, у кого-то похуже – на то и соревнования, чтобы выявить лучших. Но одно участие в мероприятии такого уровня делает ребят сразу на целую голову выше всех остальных в навыках общения с людьми, краеведческих знаниях и умении представить их окружающим. Это до конца поймет только тот, кто хоть раз выступал перед людьми на сцене или проводил хотя бы одну экскурсию с незнакомой аудиторией. Поэтому вижу большой смысл представить этих школьников: Скобелева Алина – МБОУ «Средняя школа № 6» г. Смоленска, Харламов Петр – МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова» г. Смоленска, Ефимова Ксения – МБОУ «Средняя школа № 33» г. Смоленска, Лосев Никита – МБОУ «Средняя школа № 1 города Рудни», Корюгова Надеж­да – МБОУ «Средняя школа № 2 города Рудни». Немаловажно, что все эти ребята – обучающиеся Детско-юношеского центра туризма, краеведения и спорта, где вопросам краеведения и экскурсий уделяется особое внимание.

И наши вновь не подвели

Об участии руднянских школьников в компетенции «Организация экскурсионных услуг – юниоры» Смоленской области хочется сказать отдельно. В двух соревнованиях прошлых лет наши дети побеждали. Поэтому очень хотелось увидеть руднянского школьника на самом верху пьедестала и в этом году. Как эксперт хочу сказать, что практически до последнего момента выделить очевидного фаворита чемпионата было невозможно, а сложная оценка каждого модуля вообще не давала возможности понять, кто же победит. Было видно, что ребята в абсолютном большинстве подготовлены на высоком уровне. И все же наши дети не обманули ожиданий.

Первое место завоевал Лосев Никита, а второе – участвовавшая в таком мероприятии впервые – Корюгова Надежда!

Теперь ребят ждут новые вершины. Никита в конце апреля представлял Смоленскую область на отборочных соревнованиях «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) «Организация экскурсионных услуг – юниоры» в г. Великий Новгород. А Надежда надеется, что в следующем году подготовится еще лучше и станет победителем следующего чемпионата.

P.S. В знак признания высокого уровня деятельности, для всех участников компетенции «Организация экскурсионных услуг – юниоры» СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта» организовал бесплатную экскурсионную поездку по Дорогобужскому району с посещением Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря. В. Седнев, педагог дополнительного образования СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта», эксперт компетенции «Организация экскурсионных услуг – юниоры».


 

 

 

Вам также может понравиться