Уроки по робототехнике, экскурсия в мобильный «Кванториум», лабораторная с заданием «взвесить» Землю – юное поколение стало ещё на шаг ближе к науке и технике. В День космонавтики в Гагарине прошли тематические мероприятия, техническая часть которых обеспечена региональным проектом «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
12 апреля 1961 года советский человек Юрий Гагарин покинул Землю на космическом корабле и целых 108 минут находился во Вселенной, созерцая «со стороны» свою самую красивую планету. Это реальный прорыв фантастической мечты. Как в передаче «Очевидное-невероятное».
Спустя 60 лет в этот день в школах всей страны, и на родине первого космонавта в особенности, прошли Гагаринские уроки. В «Точках роста» ровно 108 минут, сколько длился полёт Юрия Гагарина, российские ученики выполняли необычную лабораторную работу «Космолаб-2021»: вычисляли массу планеты Земля и тела космонавта в невесомости.
А для учеников школы №4 имени А.А. Леонова были организованы мастер-классы от наставников детского технопарка «Кванториум», чтобы показать, каким профессиям из будущего можно научиться в настоящем.
Мобильный для мобильного
Фантастика сбывается. С течением времени повести и романы Жюля Верна, Рэя Бредбери, Герберта Уэллса, смоленских писателей Александра Беляева и Айзека Азимова и других авторов «экранизируются» в нашей жизни. Перечислять примеры можно долго. Достаточно упомянуть, что сегодня учёные вплотную изучают реальность современного человека-амфибии. А о трансформации на нашу планету созданных специально для работы в космосе материалов и техники и говорить не приходится: эти ноу-хау уже в действии и спасают жизни земных людей.
Кто ставит научные достижения на службу человеку? Откуда берутся эти смелые и умнейшие изобретатели, которым подвластно превратить фантастический роман в реальность? Их воспитывают в специальных условиях? Вовсе нет! Они живут рядом с нами, поглощают научные книги вместо сериалов и шоу. А может ли провинциальный школьник стать учёным? Вполне! Поэтому, чтобы приблизить наших детей к новейшим технологиям и их основам, разработана серия центров – «Кванториумов».
Мобильные (передвижные) детские технопарки «Кванториум» созданы в России в рамках новой модели детского дополнительного образования, предложенной агентством стратегических инициатив при правительстве уже с 2014 года. Будущие учёные и конструкторы учатся изобретательскому мышлению, правильно ставить задачи и решать их, работать в команде. Обучение – бесплатно.
«Кванториум» – это своего рода лаборатория на колёсах для проведения опытов, моделирования и конструирования, включающая в себя устройства для работы в дополненной и виртуальной реальности, 3D-принтеры, лазерный гравер, сборочную и паяльную зону. К работе с детьми привлекаются преподаватели высокого уровня, а для создания комфортных условий передвижной технопарк оснащён системами автономного отопления, кондиционирования, освещения, вентиляции, энергообеспечения с бортовым вводом для подключения внешней сети, спутником для подключения к мобильному интернету.
В Смоленской области детский технопарк «Кванториум» прикреплён к Вяземскому железнодорожному техникуму, и, если бы не ограничения по ковиду, курсировал бы в 2020-2021 учебном году по Вяземскому, Гагаринскому, Духовщинскому, Сафоновскому, Холм-Жирковскому и Сычёвскому районам. Поэтому, действуя по обстоятельствам, наставники вели уроки из «лаборатории на колёсах» в онлайн-формате.
Где у него кнопка?
Весной 2021 года детский технопарк «Кванториум» нарушил молчание: отправился в учебное путешествие как раз в День космонавтики, одним из продуктов которого он и является. Первыми познакомились с «начинкой» мобильного комплекса ученики школы №4 имени А.А. Леонова. В роли наставников – преподаватели «Кванториума»: Борис Столяров, Николай Смирнов, Антон Железовский, Кирилл Круподеров, Елена Ляпина, Вита Филатова, Илья Агапов, Дмитрий Кузавков.
Технопарк состоит из множества творческих лабораторий – то есть квантумов. Например, на занятиях в робоквантуме дети «глаза в глаза» знакомятся с роботами. Почти в каждом доме есть таковые: это автоматическая стиральная машина, компьютер и т.д. Осталось понять, где у робота кнопка, как его создать, а главное – настроить на благо человечества. Как раз об этом рассказали наставники мастер-класса «Роботы в космосе». Ученики сначала внимательно всматривались в механизмы на учительском столе, похожие на детали конструктора: «И где же тут робот?» Но умные «железки» отстояли право на интеллектуальную личность и показали себя во всей сообразительности, а наши дети попрактиковались в сборке и программировании прототипа марсохода.
Квантум 3D-моделирования «Космические технологии» вызвал у ребят не меньший интерес. Во времена бабушек наших старшеклассников модным увлечением была резьба по дереву. Так вот, лазерный гравер делает то же, только самостоятельно. Через стекло можно было увидеть, как металлическая «рука» штрих за штрихом выжигает на тонком деревянном листе эмблемы к 60-летию первого полёта Ю.А. Гагарина в космос. Потом, пыхтя и щёлкая, умный агрегат вырезает их. Жаль, не было команды раздать пользователям. Но с этим прекрасно справился и наставник.
На мастер-классе «Космическая реальность» (квантум VR/AR) ученики изучали галактику и рассматривали симуляцию «Что произойдёт с Землёй при столкновении с другой планетой». Жутковато звучит, конечно.
Гуманнее выглядела продукция 3D-принтера. В зависимости от размеров и программирования, которое вкладывает в него Человек, созидательный агрегат может напечатать любую объёмную вещь и даже дом. Проще некуда: заливаешь быстротвердеющую бетонную смесь с добавками, и он, метр за метром, возводит одну вертикальную стену, затем другую. Для прочности конструкцию армируют. А ещё 3D-принтер может создавать малые архитектурные формы – по желанию жителей двора, например.
Помимо перечисленных, например, в «Кванториуме» работает лаборатория по изучению нейротехнологий, уже помогающих людям восстановить утраченные или сильно пострадавшие функции тела после аварий посредством интеллектуальных протезов и имплантов.
В целом, направление «Хайтек» детского технопарка – это особая часть «Кванториума», где задуманные идеи превращаются в реальные вещи. Для человека разумного это означает одно: если мальчишке или девчонке вовремя и умно занять своё свободное время – можно получить современную и полезную для человечества профессию, включая гуманнейшие – врача и учителя, чтобы не прозябать потом на лавке с дешёвым напитком в поисках любой работы.