Анастасия Дедкова поделилась крутыми идеями о том, как преобразить Смоленскую крепостную стену, Фленово, Гнездово, «Смоленское Поозерье» и Хмелиту.
Еще прошлым летом ученица 9-го класса из Темкино Анастасия Дедкова приступила к подготовке непростого проекта для участия в конкурсе «Сириус.Лето». Правда, из-за пандемических ограничений, подвести его итоги смогли вот только сейчас.
Но это и не важно. Важно, что Анастасия смогла предложить решения, покорившие членов жюри и не только. Стать победителем второй степени среди 80-ти участников из региона в таком крутом и «умном» конкурсе, это огромное достижение.
Что же это за конкурс такой, «Сириус. Лето»?
Это федеральный проект, который появился в рамках концепции «Умного отдыха», заявленной на совещании у президента России Владимира Путина 21 мая. Проект направлен на то, чтобы школьники смогли найти задачу для проектной работы, связанную с актуальными, современными проблемами науки, технологии и бизнеса.
Настя приняла участие региональном этапе Всероссийского конкурса и представляла проект по направлению «Умный город и безопасность», разрабатывала мастер-план развития цифрового туризма в Смоленской области по заданию компании Ростелеком.
Особенность задания — придумать возможности развития местного туризма именно с помощью высоких технологий.
Что же предстояло сделать Насте?
Ей предстояло выделить несколько наиболее посещаемых туристических точек региона, всесторонне проанализировать выбранные объекты туризма, изучить новейшие услуги и продукты в сфере телекоммуникаций, цифровых и энергосервисных технологий, разработать предложения по разумному применению инновационных технологий и представить результаты в виде мастер-плана по каждому объекту и предложить комплексные решения.
«Смоленский регион в настоящий момент является не самым привлекательным местом для туризма и отдыха, — пишет Анастасия Дедкова в своем проекте. — Смоленск – древний город с богатой историей, и он вполне мог бы претендовать на место в Золотом кольце России, но отсутствие современной инфраструктуры отпугивает туристов. Наши музеи, парки, усадьбы не будут и не должны приносить огромные прибыли. Их миссия: просвещение, образование, развитие интереса к региону. Это точки притяжения, которые позволят расти экономике области за счет увеличения потребительского спроса: туристы, приезжающие к нам отдохнуть, готовы тратить здесь свои деньги, если они получают качественный сервис по приемлемым ценам, комфорт и безопасность, если им интересно, если они чувствуют гостеприимство, доброжелательность и внимание к своим потребностям. Применение «умных технологий» позволит посетителям интересно провести в музее целый день, получая новые знания и развлекаясь, приобретая сопутствующие товары и дополнительные услуги. А увеличение количества таких «умных» объектов может стать одной из предпосылок для того, чтобы туристы приезжали в Смоленск не только на выходные и праздники, но и оставались отдыхать на длительное время, в полной мере реализуя мультипликативный эффект туризма в экономике. К лету 2021 года Правительство планирует принять национальный проект по развитию туризма, в результате реализации которого планируется вдвое увеличить количество поездок россиян внутри страны к 2030 году. Приоритетными при этом станут крупные проекты федерального и регионального уровня, в которых есть участие частных инвесторов».
Что же придумала Настя?
Анастасия выбрала пять локаций в Смоленской области и для каждого из них оформила мастер-план создания «умной» инфраструктуры туристических объектов с применением продуктов, сервисов и технологий ПАО «Ростелеком», доступных в регионе. Ее выбор пал на Смоленскую крепостную стену, Талашкино — Фленово, Гнездово, национальный парк «Смоленское Поозерье» и Хмелиту.
Смоленская крепостная стена
«Вдумайтесь только, третья в мире по протяженности после Великой Китайской стены и Константинопольской крепости!, — пишет участница конкурса. — Древняя стена, веками защищавшая город от врагов, теперь открывает его величие для всех приезжающих в регион. «Стена! Стена! Стена!» — читаем мы во всех отзывах. Печально, что до последнего времени состояние этого памятника архитектуры вызывало только сожаление, но сейчас идет реставрация Смоленской крепости, что позволяет надеяться на скорое её открытие для посещения.
Внимания требует не только сама крепостная стена, но и пространство вокруг нее, которое должно быть гармонично включено в создаваемую «умную» инфраструктуру».
Для этого могут быть реализованы следующие решения в ближайшие годы:
— Энергоэффективная «умная» подсветка крепостной стены и башен в тёмное время суток, не мешающая восприятию и не нарушающая исторический облик.
— «Умная» велоинфраструктура и инфраструктура для индивидуального электротранспорта, прокат различных средств передвижения, устройство аутентичных тропинок для прогулок по периметру крепости. Безопасность прогулок может быть обеспечена системой интеллектуального видеонаблюдения и реагирования на случаи нарушения общественного порядка.
— Бесплатные питьевые фонтанчики в парках и в историческом центре города.
— «Умные скамейки» на солнечных батареях на бульваре вдоль крепостной стены (ул. Дзержинского) с функциями подсветки, зарядки гаджетов, подогрева с саморегулирующимся температурным режимом, Wi-Fi, антивандальными устройствами.
— «Чистое небо» вблизи исторических объектов – перенос воздушных коммуникаций в подземные сооружения связи.
— Приложение-гид для смартфона: образовательный контент, квесты, поиск артефактов в AR, запись на экскурсии и мастер-классы, продвижение тематических товаров местного производства. Должно быть предусмотрено разделение на уровни от начального (для детей разного возраста) до «профи» (знатоков) и небольшие призы (наклейки, магнитики, значки) за прохождение уровней. Это позволит не только заинтересовать и повысить популярность туристических объектов, но и получить путем анкетирования при регистрации в приложении информацию для анализа количества отдыхающих, их предпочтений и обеспечит обратную связь в виде оценок и отзывов.
— Включение в планы экскурсий элементов новых технологий, например, пилотирование квадрокоптера под руководством инструктора над отдельными участками крепостной стены с осуществлением фото- и видеосъемки.
— Таргетированная реклама, проведение конкурсов в соцсетях с призами в виде бесплатных экскурсий и мастер-классов.
— Расширение видов активностей путем внедрения элементов AR,VR и MR.
Возможные сюжеты, персонажи и локации:
— известные исторические личности (зодчий Ф. Конь, воевода М. Б. Шеин);
— восстановление в AR первоначального облика крепостной стены и улиц города вблизи;
— всадники, выезжающие из ворот, лучники на стене;
— защита крепости от нападающих врагов;
— тайные подземные ходы».
Теремок во Фленово
«Терем — теремок, он не низок, не высок. Украшенный сказочными героями, русалками, драконами он вызывает восторг, как у детей, так и у взрослых, — продолжает свой проект школьница из села Темкино, — Талашкино-Флёново хранит великолепную историю деятельности своих владельцев, сыгравших огромную роль в развитии образования, возрождения русского прикладного искусства, к сожалению, эта история до сих пор остается неизвестной для многих за пределами Смоленской области.
Предлагаемые решения направлены на обеспечение сохранности уникального культурного и исторического наследия, а также на повышение информативности музея, создание дружественной среды для всех посетителей, применение в разумных пределах элементов геймификации для детской и подростковой аудитории.
Музей — это волшебный портал из сегодняшнего мира шума и суеты в мир гармонии искусства. И в этом мире можно комфортно провести целый день, получая новые знания, впечатления, эмоции, и выйти оттуда уже другим, более сложным человеком».
Решения:
— Высокоскоростной интернет и бесплатный Wi-Fi на территории.
— Система повышения безопасности в помещениях – видеонаблюдение, комплекс «умных» датчиков (открытия, дыма, движения, протечки).
— Интерактивные Ростелеком экраны — позволяют размещать образовательный и игровой контент, сделать селфи с друзьями в костюмах и интерьерах начала 20 века.
— Информативный и интерактивный сайт музея — общение с сотрудниками в чате, онлайн-запись на групповые экскурсии по системе «всё включено» (доставка на музейном автобусе-«шаттле», обеды, мастер-классы по кулинарии, живописи на пленэре, ремёслам, каллиграфии, уроки в прогрессивной школе 19 века и лекции для детей разного возраста, тематические вечера, театрализованные постановки).
— Приложение-гид для смартфона (информация о музее и экспонатах разной степени детализации и сложности для разных групп посетителей, анимационные ролики, квесты, отслеживание внутреннего трекинга для выявления предпочтений, сбор аналитики, получение обратной связи);
— Расширение видов активностей путем внедрения элементов AR,VR и MR.
— Экспозиция сельхозкультур региона – клумбы-острова с живыми растениями (пшеница, ячмень, овёс, рожь, лён, подсолнухи и душистые травы) с применением системы «умного полива».
— Восстановление небольшой пасеки, музея пчеловодства, открытие магазина местных фермерских продуктов (с возможностью онлайн-заказа и доставки по городу) и изделий смоленских мастеров (корзинки, игрушки, вышивка, посуда).
Возможные сюжеты, персонажи и локации:
— исторические личности (княгиня Мария Клавдиевна Тенишева и гости её усадьбы);
— экспонаты музея (подробная информация, 3-D модели в AR);
— визуализация внутренней росписи Храма Святого Духа; — мастерская художника;
Гнздово
«Здесь проводятся интересные фестивали, исторические реконструкции, строится поселение в средневековом стиле, создаётся 3D-модель Центрального городища, у музея есть информативный и регулярно обновляемый сайт, — продолжает свой проект Анастасия Дедкова. — Возможная концепция развития этой территории – создание современного археологического парка с миссией исследовать и оберегать историческое прошлое нашей земли, воспитывать у молодого поколения гордость за наших предков и ответственность за настоящее и будущее России.
Решения:
— Высокоскоростной интернет и бесплатный Wi-Fi на территории.
— «Умная» система видеонаблюдения
Устройство парковочной зоны — «умная парковка» (в праздничные дни возможно взимание платы), площадок для пикников, причала на Днепре.
— Дополнение строящегося средневекового поселения расположенной отдельно зоной отдыха («умные» скамейки, гамаки, подвесные кресла) и игровой площадкой (тарзанка, качели, горки, качалки, веревочный парк) в современном эко-стиле (пример возможного дизайна — парк «Пехорка» в Подмосковье).
— Прокат велосипедов, каноэ, сап-бордов, экскурсии с элементами активного отдыха.
— Приложение-гид для смартсмартфонов (образовательный контент, продажа билетов на фестивали, оплата парковки, система навигации на территории, разработанные маршруты для самостоятельных экскурсий, квесты с элементами геокешинга (поиском тайников) или поиском артефактов в AR, общение с сотрудниками в чате).
— Элементы AR/VR /МR.
— Открытие визит-центра с археологической лабораторией; оборудование мини-раскопа для детей.
— Конкурсы, развлекательные и образовательные программы разных уровней сложности, например:
«Юный археолог» (возраст 6-10 лет) – бесплатно, для самостоятельного изучения – красочные буклеты с заданиями и вопросами, поощрительные призы в виде значков, наклеек, магнитиков;
«В поисках древних сокровищ» — археологический квест (участие семьями или классами) – разгадка древних надписей, ориентирование по картам, сбор подсказок на пути к сокровищам, обход ловушек, постижение мастерства раскопок;
«Археологическая школа» — образовательная онлайн и оффлайн программа – что изучает археология, что такое культурный слой, археологические памятники, разведки и раскопки, древнейшее прошлое Смоленской земли, о чём рассказали Гнёздовские курганы, Смоленск в начале своей истории, встречи с археологами на раскопках, летний археологический лагерь.
Возможные сюжеты, персонажи и локации:
— возможность увидеть 3D-модели находок, находясь рядом с местом их обнаружения;
— участие в строительстве древнерусского города;
— пристань и корабли на Днепре;
— сражения на мечах.
Смоленское Поозерье
«Правильным решением стало бы комплексное развитие этой территории, повышение качества обслуживания посетителей парка, расширение линейки экскурсионных и туристических программ, что позволит осуществлять продажу отдыхающим укомплектованных туров с возможностью выбора дополнительных услуг (медицина, питание, активный отдых, экскурсии)», — предлагает Настя.
Решения:
— Увеличение количества вышек мобильной сотовой связи (обеспечение устойчивого покрытия всей территории парка).
— Система видеонаблюдения на разработанных маршрутах.
— Система мониторинга лесных пожаров.
— Установка информационных терминалов — вендинговых автоматов с возможностью покупки разрешения на посещение парка, оплаты стоянки автотранспорта, пользования туристическими стоянками, выдачи информационных буклетов; оплата может также производиться по QR-кодам, размещенным на информационных табличках на территории парка.
— Интерактивный сайт (набор волонтеров, программы посещения парка для школьников, получение отзывов).
— Приложение для смартфона (система навигации на территории, квесты с поиском объектов в AR, сбор статистики посещений).
— Оборудование туристических стоянок, автокемпинга, эко-отелей с использованием энергоэффективных «зеленых» технологий (розетки, электрозаправки с быстрой зарядкой, солнечные панели).
— Научная лаборатория в визит-центре, программы для дошкольников и групп школьников, экошкола (лекции для детей, походы с ночевкой – исследование ночного неба, ориентирование на местности, голоса птиц, следы зверей).
— Элементы AR/VR /MR.
Возможные сюжеты, персонажи и локации:
— путешествие с Н.М. Пржевальским;
— животные и птицы национального парка;
— тропа времени – знакомство с историей эволюции.
Музей-заповедник
«Хмелита»
«Старейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб Cмоленской земли, — пишет школьница. — В настоящее время усадьба восстановлена, развивается как научный и культурный центр, ведет активную просветительскую деятельность через сайт и группы в соцсетях.
Решения:
— Бесплатный Wi-Fi на территории.
— Система интеллектуального видеонаблюдения (сбор статистики посещений, аналитика).
— Повышение безопасности внутри усадебных (музейных) помещений – комплекс «умных» датчиков (открытия, дыма, движения, протечки).
— Дальнейшее развитие сайта (продажа билетов онлайн, формирование групп и их доставка из Вязьмы музейным автобусом).
— Интерактивные экраны — позволяют размещать образовательный и игровой контент, сделать селфи с друзьями в костюмах и интерьерах 19 века.
— Приложение-гид для смартфона (аудиогид, музыкальное сопровождение экскурсий, квесты в музее).
— Восстановление оранжереи с внедрением систем «умного» полива и контроля температуры.
— Элементы AR /VR/MR.
Возможные сюжеты, персонажи и локации:
— бал в парадном зале,
— знакомство с героями комедии «Горе от ума»,
— прибытие гостей в каретах.
Что дальше?
Ну и как вам, а? Вы только подумайте, этот проект придумали не высокие чины, не академики и министры, а обычная школьница из смоленской глубинки. Как считаете, возможно ли реализовать хотя бы часть из предложенного Настей в наших современных реалиях? Организаторы и жюри конкурса считаю, что вполне! Недаром работу Анастасии Дедковой выделили почти среди сотни других. Конечно же девушка не справилась бы без поддержки старших наставников и мамы Светланы Дедковой, которая уделила нам время и рассказала о проекте и работе над ним своей дочери.
А вот, что Анастасия написала у себя на страничке в социальных сетях по поводу участия в конкурсе: «25 февраля состоялась защита проектов регионального этапа всероссийского конкурса «Большие вызовы». Я представляла проект по направлению «Умный город и безопасность», разрабатывала мастер-план развития цифрового туризма в Смоленской области по заданию компании Ростелеком.
Защита проводилась в г. Смоленск в центре IT-cube. Проекты оценивали эксперты из Финансового университета (Николай Михальченков). Было очень интересно, я познакомилась с талантливыми ребятами, которые подготовили классные проекты, и узнала много нового .
По итогам защиты я заняла призовое место и прошла в финал. Эксперты пожелали мне дальнейшего развития и реализации проекта.
Большое спасибо организаторам, модератору (Кристине Петровой) и моему наставнику Марине Петровне за то, что верила в нас и вдохновляла на подвиги. Она была куратором команды из 5 человек, и все стали призёрами и победителями!
Спасибо Смоленскому филиалу компании Ростелеком за прорывные идеи и профессиональные консультации, и, конечно, моим близким за помощь и поддержку. Всем ребятам, прошедшим, как и я, в финал, желаю победы. Надеюсь, ещё встретимся и поработаем над проектами вместе!»
И теперь Анастасии Дедковой открыт путь для участия в финале конкурса уже на федеральном уровне, что даст ей возможность попасть на проектную смену «Сириус» в Сочи.
Девятиклассница Темкинской школы Анастасия Дедкова победила в конкурсе «Сириус.Лето», прошедшего в рамках федерального проекта «Умный отдых», разработав мастер-план развития цифрового туризма в Смоленской области по заданию компании «Ростелеком».
Анастасия откликнулась дать интервью родной «Заре».
-Это уже не первое твое достижение в столь юном возрасте. А в чем ты в первый раз победила?
-Еще в начальной школе мы часто делали проекты на разные темы с нашей учительницей Ольгой Яковлевной Кожуховой и выступали с ними на уроках перед своим классом. Думаю, это помогло в развитии умения находить нужную информацию и научило творчески мыслить. Первой своей значимой победой я считаю победу в 2017 году в областном конкурсе «Юный математик», я тогда училась в 5-м классе. В этом конкурсе мне предложила принять участие наш классный руководитель Елена Ивановна Левченкова, за что ей большое спасибо. Я заняла тогда первое место и почувствовала уверенность в своих силах.
-Как узнала о проведении этого конкурса? Как пришла идея принять участие?
-Прошлой весной, когда мы все учились дистанционно, понятное объяснение сложных тем часто приходилось искать самой в Интернете. Так на сайте образовательного центра «Сириус» можно было бесплатно проходить онлайн-курсы по математике и информатике. И там же я увидела объявление о конкурсе проектов «Сириус. Лето». Интересным показалось то, что темы для проектов предлагали предприятия каждого региона. Смоленский филиал компании «Ростелеком» предложил тему развития цифрового туризма: применение на туристических объектах нашей области современных технологий.
-Бывала ли ты в тех местах, о которых готовила свои научные разработки?
-Я уже была знакома с музеями в Хмелите, Фленове, два раза ездила на фестивали в Гнездово. А в 2019 году мы с братом принимали участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», которая проводится в Москве, посещали там интересные места, например, очень понравилось нам в Дарвиновском музее. Поэтому, можно сказать, что по музеям я была «в теме». Что касается современных технологий, здесь очень вдохновил фестиваль «Geek Picnic». Этот научно-популярный фестиваль ежегодно проводится в Москве и Санкт-Петербурге. Мы были два раза в Москве, а в прошлом году фестиваль проводили онлайн, и мы участвовали дистанционно. Там можно познакомиться с последними достижениями науки и техники, послушать лекции известных ученых, принять участие в мастер-классах, много активностей для детей. Мы, например, побывали на ферме криптовалют, управляли квадрокоптером, играли в робофутбол, учились паять и делать модель новогодней ёлочки для печати на 3D-принтере. Все это позволило мне придумать много интересных идей для моего проекта, в создании которого мне помогали мама (мы вместе учились делать сайты) и младший брат (он писал код для компьютерной игры о Смоленской крепости). По техническим вопросам меня консультировали специалисты компании «Ростелеком». В феврале я училась две недели на проектной смене в «Смоленском Олимпе» (это региональный филиал «Сириуса»). Там я дорабатывала свой проект с моим наставником Мариной Петровной Низохиной.
-Знаем о твоих разносторонних интересах. Кто и в чем тебе очень помогает? Как к твоим победам относятся одноклассники? Есть ли «соратники» по увлечению?
— Учителя всегда стараются меня поддерживать, особенно мой учитель русского языка и литературы Светлана Викторовна Пикленкова. Мои одноклассники были очень рады, когда узнали, что я стала призером на региональном этапе в Смоленске. В этом году мы заканчиваем 9-й класс, поэтому график у нас довольно напряженный: учеба, подготовка к экзаменам, плюс у меня была работа над проектом. Получить эмоциональную разгрузку и отдохнуть очень помогают занятия спортом. Большое спасибо моим тренерам Нине Шарифовне Гольцовой и Александре Александровне Фуртатовой. Они научили меня идти к свой цели, бороться за победу, что называется, «держать удар», а это очень важные качества.
-Что дальше?
— В апреле-мае этого года я буду участвовать в финальном этапе конкурса «Большие вызовы». Победители получат путевку на образовательную смену в «Сириус» г. Сочи. Но победить там очень сложно, для этого нужно хорошо знать языки программирования.
-Кем ты себя видишь лет через …цать? Где бы ты хотела жить?
— Думаю, моя профессия будет связана с IT и творчеством, возможно, с графическим дизайном. Сейчас я учусь в школе рисования Артема Жукова. Это художник и арт-директор студии «ManaMake» в Смоленске. Студия разрабатывает персонажей и локации для компьютерных игр, там дистанционно работают художники из разных городов России, а заказы поступают от IT-компаний со всего мира. Возможность работать удаленно дает большую свободу в выборе места жительства. Поэтому пока я не планирую какой-то определенный город или район, чтобы там постоянно жить. Скорее всего, это будет несколько мест, где мне будет интересно и комфортно.
-Каким хотела бы видеть свой район?
— Одна из основных идей моего проекта – развитие не только крупных туристических центров, но и включение в туристические маршруты всех районов нашей области, создание новых интересных туристических точек. Это позволило бы создавать новые рабочие места и не только в сфере туризма. В нашем районе совершенно точно есть достопримечательности, достойные внимания и посещения. Это и духовный центр в с. Темкино, и экопоселения, сыроварни, фермерские хозяйства с гостевыми домами, с радостью готовые принять и разместить отдыхающих, предложить им свою продукцию и услуги.
Хоть село у нас и небольшое, но уютное: чистые улицы, безопасность, и все городские удобства есть, и тут же природа и деревенская тишина. Для благоустройства очень многое сделано в последние годы, для занятий детей спортом, а вот с общественным транспортом все плохо, а это очень важно, для развития района нужна транспортная инфраструктура. И, конечно, люди. Я узнала много хороших людей за то время, которое живу в Темкино. О некоторых уже говорила сегодня, но на самом деле их гораздо больше. Несмотря на все трудности и маленькие зарплаты, они осознанно остаются жить и работать здесь. Считаю, что таким людям нужно обязательно помогать, потому что на них всё и держится. Особенно молодым учителям, чтобы они не уезжали от нас. Школа – это и основа жизни на селе, и надежда на развитие. Современные технологии – хорошо, но за ними должны стоять подготовленные специалисты, профессионалы.
-Спасибо тебе, умница! Дерзай!