В Музее-усадьбе Михаила Глинки в Новоспасском 19 марта состоялась творческая встреча «Исповедь души», посвящённая 133-летию со дня рождения русского композитора и пианиста Алексея Станчинского. В ней приняли участие известный смоленский краевед, автор многочисленных книг и публикаций о Михаиле Ивановиче Глинке Надежда Деверилина, председатель Смоленского регионального союза композиторов России Николай Писаренко, музыканты, жители Ельнинского района.
Родился Алёша 21 марта 1888 года в селе Оболсуново Владимирской губернии. По давно сложившейся традиции в этот день на Руси празднуют возвращение перелётных птиц и приход весны. По воспоминаниям родных, когда бабушка взяла новорождённого на руки, то назвала его жаворонком, как ознаменование того, что вместе с ним в дом пришло счастье.
И действительно, этот маленький мальчик стал в семье всеобщим любимцем. Как вспоминала сестра будущего композитора, Алёша был очень светлым, ранимым и добрым ребёнком. Особенно тёплые отношения связывали его с отцом.
Музыкальные способности у мальчика проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он много времени посвящал занятиям на фортепиано, а в шесть лет написал своё первое музыкальное произведение, чем привёл в восторг своих родных. Затем он поступил в музыкальную школу, а после её окончания сразу же был принят на второй курс Московской консерватории. При этом все преподаватели отмечали необыкновенную музыкальную одарённость Алексея Станчинского, а его учитель Сергей Иванович Танеев сразу признал в нём гения.
Становление Алексея Станчинского как композитора тесно связано со Смоленщиной, где бережно хранят народные традиции и напевы, в которых черпал своё вдохновение сам Михаил Глинка.
– Я создам великое, истинно великое, если я пойду по пути творчества народа, – говорил юный Алёша.
Имение в местечке Логачёво, что в двух километрах от Новоспасского, было приобретено его родителями в 1899 году у сестры Михаила Глинки Людмилы Шестаковой.
Красавица Десна, липовые аллеи, стройные тополя, раскидистые ракиты, дом, утопающий в цветущих кустах сирени и жасмина, удивительный яблоневый сад – всё это произвело на Алексея Станчинского неизгладимое впечатление и стало для него источником музыкального вдохновения.
К сожалению, судьба отмерила ему очень мало времени. Молодой композитор трагически скончался в двадцатишестилетнем возрасте. Его нашли холодным октябрьским утром на берегу реки. Дата смерти талантливого композитора – 6 октября 1914 года. Похоронен Алексей Станчинский рядом с родителями у родовой церкви Глинок в Новоспасском.
Несмотря на юный возраст, он оставил после себя огромное творческое наследие: это и вокальная, и фортепианная, и камерно-инструментальная музыка.
Как рассказала директор Музея-усадьбы М.И.Глинки Татьяна Чибисова, к двадцати пяти годам у молодого композитора уже выработался свой особый музыкальный стиль, а настоящую известность он приобрёл после конкурса юных исполнителей, когда все музыкальные критики в один голос назвали его появление на сцене настоящим событием.
Кроме музыкальных произведений, Алексей Станчинский оставил и литературное наследие в виде стихов и цикла рассказов «Мои писания».
– Говорят, что на потомках гениев природа отдыхает, – обратилась к собравшимся Татьяна Михайловна. – Но это не о роде Станчинских. Все его потомки талантливы по-своему. Сын Алексея Владимировича, Андрей Алексеевич, и внучка Нина Андреевна унаследовали от своего гениального предка литературный дар. Оба они писали стихи, были добрыми и чуткими людьми.
Радостным событием стало участие в мероприятии правнука композитора Александра Зуя. Вся жизнь этого талантливого музыканта стала доказательством того, что гений Алексея Станчинского живет в его потомках.
Проработав несколько лет инженером, Александр Васильевич резко изменил свою судьбу, превратив музыку в дело всей своей жизни. В его музыкальном арсенале домра, баян, труба, гитара.
За годы педагогического труда Александр Зуй добился больших успехов, являясь художественным руководителем и дирижёром детского оркестрового объединения при областном Дворце творчества детей и молодёжи. Ему присвоено звание заслуженный учитель Российской Федерации. Многим он известен как один из дирижёров знаменитого Смоленского русского народного оркестра им. В.П.Дубровского.
– Мы прекрасно знаем музыку Станчинского в исполнении Ольги Валерьевны Соловьёвой, которая неоднократно бывала в Новоспасском и является первой русской пианисткой, предпринявшей попытку создать полную аудиозапись фортепианных сочинений Алексея Станчинского, – отметил Александр Зуй. – Сейчас идёт работа уже над вторым диском. Но заинтересованность его творчеством растёт и за рубежом. В интернете появляются всё новые записи с произведениями Станчинского. Одни из последних – в исполнении молодого польского пианиста Витольда Вильчека и шведского музыканта Петра Яблонски.
В память о великом музыканте в местечке Логачёво 6 октября 2019 года был установлен памятный камень.
Татьяна Чибисова поблагодарила за помощь и содействие в увековечении памяти Алексея Станчинского Главу района Николая Мищенкова, его заместителя Михаила Пысина, сотрудников Смоленского областного музея-заповедника и Сергея Мищенкова из Глинки, который на своём транспорте доставил к месту и установил огромный валун, на котором прикреплена доска с памятной надписью.
Почётное право открыть памятник было предоставлено ближайшему потомку композитора Александру Зую и пианистке Ольге Соловьёвой.
– Наконец-то, исполнилась мечта внучки Станчинского Нины Андреевны, – подчеркнула Татьяна Михайловна. – А идейным вдохновителем, можно сказать, «локомотивом» этого события стала Надежда Владимировна Деверилина.
Надежда Деверилина рассказала присутствующим, что в семье Станчинских любили и почитали музыку. Потому нет ничего удивительного, что у таких образованных людей дети стали выдающимися людьми. Брат музыканта Владимир Станчинский – один из основоположников советской школы экологии, сестра Лидия Станчинская преподавала в музыкальной школе №1 им. М.И.Глинки в Смоленске, одно время она была директором школы в Логачёво.
Надежда Владимировна поблагодарила за трепетное отношение к сохранению памяти о Михаиле Глинке и Алексее Станчинском нынешних сотрудников Музея-усадьбы М.И.Глинки, и особо отметила большой вклад, который внесли в изучение музыкального наследия великих смоленских музыкантов бывший директор Новоспасского музея Виктор Фёдорович Кугаков и научный сотрудник Тамара Кузьминична Королёва.
Композитор и певец Николай Писаренко поделился воспоминаниями о первом вечере памяти Алексея Станчинского на Смоленщине, который прошёл к 100-летию композитора, в 1988 году, по инициативе бывшей в то время сотрудником музея Елены Полушкиной.
Николай Егорович презентовал присутствующим сборник фортепианных произведений «Алексей Станчинский. Избранные произведения для детей и юношества» и в свойственной ему мастерской манере исполнил народные песни, записанные в своё время Алексеем Владимировичем на Смоленщине.
В заключение мероприятия состоялся концерт фольклорного ансамбля «КрАсно» Смоленского государственного института искусств (руководитель Т.Черняева). Заслуженной наградой талантливым артистам стали бурные аплодисменты собравшихся в зале ценителей народного творчества.
От лица районной администрации присутствующих приветствовала начальник отдела культуры Елена Хроменкова.
– Музыка Глинки и Станчинского всегда будет жить в наших сердцах, – подчеркнула Елена Ивановна. – Надеюсь, что богатое наследие Алексея Станчинского будет сохранено, изучено, опубликовано и станет доступным всем поклонникам его прекрасного искусства.
Гости почтили память Алексея Станчинского и возложили цветы к его могиле.