«Только пчела узнает в цветке затаённую сладость,
Только художник на всём чует прекрасного след».
Афанасий Фет
“Родня” Василия Тёркина
“Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат”, – вывел в 15 веке простую истину “уникальный гений эпохи Возрождения” Леонардо да Винчи. В этих словах – мелодично очерченное совместное творчество двух смоленских мастеров искусства, создававших свои произведения в 20 веке: автор живописной поэзии Александр Твардовский и поэт иллюстраций и графики Орест Верейский. Объединяла их Смоленщина: Твардовский родом из Починковского района (в современных границах), Верейский родился в одной из деревушек Новодугинского района. А сроднил смоленские таланты… Василий Тёркин.
Поэт и военный корреспондент Александр Твардовский посвятил поэму “Василий Тёркин” священной памяти всех павших на Великой Отечественной войне, друзьям-ровесникам. Первые главы были напечатаны в 1942 году в газете “Красноармейская правда”, в редакции которой работал “фронтовой художник” Орест Верейский. Именно ему выпало найти образ “лихого солдата”. Портрет Тёркина долго “не давался” художнику, несмотря на работу “с большой охотой”. Набросок за наброском, но Твардовскому, который заинтересованно следил за поисками героя, они казались не похожими на его героя. Однажды в редакции фронтовой газеты появился молодой поэт Василий Глотов, чтобы показать Александру Трифоновичу свои стихи. Посмотрев на гостя, Верейский словно нутром почувствовал, увидел в нём черты Тёркина: добрая улыбка, весёлый нрав. Художник поспешил поделиться своим открытием с поэтом. Твардовский твёрдо сказал одно только слово: “Да”. Орест Верейский вспоминал: “И это было всё. С тех пор он [А.Т. Твардовский] никогда не допускал ни малейшей попытки изобразить Тёркина другим”. Какое издание поэмы Твардовского о “лихом солдате” мы бы ни открыли, с иллюстраций Верейского поглядывает на нас, повествуя о фронтовой судьбе страны, тот самый Василий Тёркин.
Сюжет этой истории о поиске образа Василия Тёркина отображён в композиции 15-летнего Александра Лапина, земляка художника и иллюстратора Ореста Верейского. Работа воспитанника Новодугинской школы искусств, в числе 52-х, экспонируется на передвижной выставке графики “Ради жизни на земле”.
“Передвижка”: Новодугино – Гагарин
Выставка подытоживает областной конкурс детского изобразительного творчества “Графика”, посвящённый Оресту Верейскому. Проводится он в четвёртый раз: был объявлен в год 75-летия Победы, работы и рассказывают о Великой Отечественной войне – событиях, людях, характерах. Поэтому выставка получила название “Ради жизни на земле”.
Конкурс приобрёл статус и финансирование благодаря шагу навстречу администрации Новодугинского района, что облегчило задачу организаторам в поиске средств. Пандемия в 2020 году “растянула” конкурс и подведение его итогов: поступило более 200 работ учащихся в возрасте 7-18 лет из 14 учреждений дополнительного образования. Наиболее активными, по подсчётам конкурсной комиссии, стали юные авторы и преподаватели Шумячской ДШИ, Десногорской ДХШ, Смоленской ДШИ №8 имени Д.С. Русишвили.
Лучшие 52 работы были экспонированы в небольшом зале Новодугинского историко-краеведческого музея имени В.В. Докучаева. Кстати, здесь бережно хранится большая коллекция работ Ореста Верейского, переданная в дар музею вдовой художника, Людмилой Верейской. Это и оригинальная графика, и гравюры, и иллюстрации к литературным произведениям. О.Г. Верейский создавал художественные образы героев М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, А.А. Фадеева, М.М. Пришвина, И.А. Бунина, Э.Хемингуэя, в том числе А.Т. Твардовского. Видное место в творчестве Верейского занимала станковая графика. Художнику принадлежат серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту, Финляндии, Исландии, США.
“Продолжая славные традиции старых мастеров, мы организовали конкурс “Графика”, посвятив состязания в искусстве графики нашему знаменитому земляку Оресту Георгиевичу Верейскому. Современное поколение учеников и их преподавателей привносят в графику новые технологии и материалы. Вот и в этот раз члены жюри были удивлены разнообразием пастельных техник, в которых выполнены композиции. Мы много работаем в различных графических техниках, всё время задумываемся: какое это богатство! Наш конкурс живёт, а официальный статус позволяет нам твёрдо чувствовать почву под ногами”, – рассказывает инициатор и организатор областного конкурса “Графика”, преподаватель Новодугинской школы искусств, художник Татьяна Маханькова.
Графические техники невероятно интересны в исполнении, а результат труда многократно превосходит ожидаемое. В детских руках, “наученных” талантливыми педагогами, создаются эффектные композиции граттаж, офорты (вид гравюры), выполненные на станке, и даже книжечки. Иллюстрацию стихотворения Л.Голодяевской “Дети войны” из сборника “Огненные строки” выполнила 10-летняя Маргарита Акимова учащаяся Починковской ДШИ, с.Стодолище. Работа удостоена специального приза “За верность традициям” и денежного вознаграждения.
Обладателями главной награды конкурса стали:
– гран-при в номинации “Графика уникальная” – работа “Ожидание” Софии Потеряхиной (17 лет), Гагаринская ДХШ,
– гран-при в номинации “Графика печатная” – работа «Домой» Дарьи Роговой (11 лет), Вяземская ДХШ имени А.Г. Сергеева.
Сегодня выставка-передвижка графических работ “Ради жизни на земле” находится в Гагаринской детской художественной школе: открытие было приурочено 78-й годовщине освобождения Гжатска от немецко-фашистских захватчиков, отмечаемой 6 марта. (В ближайшие дни “передвижка” экспонирует лучшую детскую графику на интернет-площадке Гагаринской ДХШ.)
Триумфальная арка в миниатюре
Классы Гагаринской “художки” необычны. На стеллажах, “охраняемых” софитами и окружающих мольберты, – кувшины всех размеров и “народностей”, глиняные сосуды и засушенные цветы, муляжи фруктов и ягод, спеющих на бескрайних просторах России, африканские маски и копии известных скульптур, самовары, элементы национальных нарядов и расписных подносов – всего не пересмотреть!
Обогащают восприятие окружающего мира и красоту родных пейзажей, развивают чувство прекрасного пленэры, позволяют отточить зарождающийся стиль мастер-классы от смоленских художников-наставников.
“Сейчас начались очные занятия после трёхмесячного дистанционного обучения. А мы не могли останавливаться, так как была заявлена всероссийская выставка “По звёздному пути”. А к любой выставке надо основательно подготовиться и продумать сюжет. Почитать военную историю Гжатска, или побродить по памятным местам нашего города, влюбиться в эти места, узнать о судьбах людей. Наброски делаем, ищем варианты. Как живёт наш город Гагарин, чем он живёт? Мы очень хотим, чтобы они возвращались сюда. Город преобразился, расцветает”, – рассказала о дне сегодняшнем директор Гагаринской детской художественной школы, художник Елена Антоненкова.
Гармония должна присутствовать во всём – в эстетике стен в том числе. В пяти помещениях “художки” завершён ремонт, на который выделено из муниципального бюджета 500 тысяч рублей. Привели в порядок стены, постелили линолеум или “от нуля” сделали пол. Как пояснила руководитель, строители ООО “Строй Холдинг” с большой ответственностью подошли к решению задачи, выполняя ремонтные работы по гибкому графику: в праздничные и выходные дни, во внеурочные часы, чтобы не мешать детям созидать прекрасное.
Неожиданным и вдохновляющим сюрпризом стали три белоснежные арки на втором этаже. Проходя под их сводами, на секунду можно представить, что находишься в “объятиях” Триумфальной арки в Париже или Риме, в сохранившейся древнеримской в Алжире или у “Ворот в Индию”. Одни только названия приводят в трепет, а сколько тайн хранят эти архитектурные элементы!
В любом деле должен быть прогресс: творческий человек по зову души и таланта просто обязан развивать то, с чем работает, преодолевать преграды, уверены педагоги художественной школы. И пока их ученики осваивают академический рисунок, погружаются в пронзительную синеву гагаринского неба и учатся писать портрет девушки в русском сарафане с вышивкой и множеством украшений, пока натура не сбежала от усталости, перед ними ставят новые задачи.
В весенних планах – совместный пленэр со смоленскими художниками, творчество которых, наряду с Рафаэлем и Айвазовским, также изучается на уроках по истории искусства.
Одно из главных событий мая – областная выставка, посвящённая скульптору, Народному художнику РСФСР Альберту Сергееву. Уроженец Тёмкинского района, получив образование, вернулся на Смоленщину, преподавал 40 лет на худграфе педагогического университета, воспитав плеяду талантливых ваятелей. Дарование Сергеева мы можем увидеть на улицах Смоленска: памятник поэту Михаилу Исаковскому, бюст Михаила Егорова (это он водрузил в 1945-м Знамя Победы вместе с Кантарией на крыше поверженного рейхстага) и памятник Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Тёркину. Ради жизни на земле!