Живут супруги Лайковы в скромном деревенском доме, в былые годы построенном своими руками. У них нет много денег, нет дорогой машины, но есть в этой семье кое-что более ценное, позволяющее им рука об руку шагать по жизненным дорогам, жить не ропща, радоваться малому, но главному — тому, что в преклонном возрасте они вместе. А в эти дни есть прекрасный повод для хорошего настроения — глава семейства Иван Арсентьевич 3 февраля отметил юбилейную дату со дня рождения. Девяносто лет назад он появился на свет недалеко от того места, где прошла вся его жизнь, на небольшом хуторе у деревни Кобылкино.
Из этих же краев (из деревни Шеньковка) и его супруга Нина Афанасьевна. Вместе они с конца пятидесятых. Если говорить о свадебных юбилеях, то позади уже и золотая свадьба и бриллиантовая. Супруги считают, что главное в семье — взаимопонимание и доброе отношение друг к другу.
Мы попросили Ивана Арсентьевича рассказать о своей судьбе, поделиться с сегодняшним поколением воспоминаниями о том, что выпало пережить. Оказалось, что помнит он себя с раннего детства. Помнит, как перебирались с хутора в Кобылкино в 1935, когда были созданы первые колхозы и люди привыкали к новой жизни. В память мальчонки врезалось, что не только скромные пожитки везли, а переезжала молодая тогда семья его родителей со своим домишком. И рос Иван с братьями уже в Кобылкино. Колхозы укрупнялись, сливались вместе, работы было много, а жизнь была не сахар, но главная беда была впереди.
Война в одночасье все перевернула в их жизни. В то время, как проводилась первая массовая мобилизация, отец нашего героя Арсентий Стефанович болел. Призвали его на службу, уже когда враг был на подступах к нашим местам. На фронт его не отправили, а послали в Рославль, где эвакуировались промышленные склады. Был он в своей одежде, что потом оказалось к добру. Враг наступление на Рославль начал с бомбежки, быстро занял город, захватывая в плен военных и тех, кто казался им подозрительным. Попал в плен и Лайков. Но с земляком они смогли убежать и, благодаря тому, что были в гражданке, вернулись домой. Оккупацию Арсентий Стефанович пережил в родной деревне. В это время семья даже пополнилась еще одним ребенком. А когда все вместе, и лютая година легче переживается.
После освобождения Смоленщины отца снова призывают в армию. Первое боевое крещение А.С. Лайков получил под Горками. Серьезные были там бои, многие из наших земляков, призванных после освобождения, сложили там свои головы. Арсентий Лайков получил ранение. После госпиталя снова на белорусский рубеж, на котором так долго держался сильный враг. Но в этот раз судьба не спасла его. Могилка отца нашего героя в деревне Быново Чауского района Могилевщины.
Похоронка, пришедшая в семью Лайковых в январе 1944 года, сразу же сделала старших мальчишек взрослее. После освобождения они ходили в школу. Тянуть их Татьяне Филипповне было нелегко. Тогда старшего забрала с собой соседка, уезжавшая в Новгородскую область, где он, получив рабочую специальность в ФЗУ, стал работать. Ивану пришлось уйти из школы после пятого класса, когда однажды мама, работавшая бригадиром, не нашла кому ехать в Починок за солью и взяла его с собой. Это было перед самым половодьем весной. Даже сейчас помнит наш собеседник те полные воды колеи, по которым лошадь отказывалась тянуть сани.
Потом Иван вместе с одногодкой Мишей Гаврючковым бороновали на посевной. Затем собирал наш герой с колхозных ферм молоко и возил на Упинский сырзавод, потом коров пас. А работали все за палочки, за трудодни, которые почти что не отоваривались. Как только появилась возможность поступить на курсы трактористов, пошел в Хиславичскую МТС. Учился и работал. Тракторов тогда было мало. За каждым закрепляли по 4 человека, чтобы работать круглосуточно. Иван был плугарём. С болью вспоминает то голодное трудное время, когда, например, за посевную получил в 1948 году полпуда (8 килограммов) зерна на складе во Фролово и пешком нес его домой.
Потом отправила МТС парня на работу во Владимировку — там уже, имеея опыт, сел за руль трактора. И деньги какие-то платить стали, немного семье и жить легче стало.
В армию напросился практически сам. Все его одногодки уже отслужили, а его все не берут и не берут. Сам пошел в военкомат, настоял — взяли уже на следующий день. Служил в войсках ПВО под Владимиром. Когда призывался, служили по 4 года. В период его службы вышел приказ о сокращении срока до 3 лет. Демобилизовался в 1956 году.
Вернулся наш герой домой повзрослевшим, возмужавшим. Тут и познакомился с будущей супругой. Поженились. Решили попробовать удачи на стороне. Брат выслал справку-запрос на то, чтобы их отпустили из колхоза. Более 3 лет проработали в Коми АССР. Но тянуло домой, да и здоровье стало подводить. Вернулись супруги Лайковы на малую родину уже с сыном.
На родное дворище перевезли дом, купленный за заработанные в Коми деньги, трудились в колхозе, где постепенно и жизнь налаживалась. Работы не боялись никакой. Иван Арсентьевич крутил баранку, позже по здоровью уйдя на легкий труд, был школьным завхозом, сторожил. Супруга Нина Афанасьевна и в бригаде трудилась, и телят поила, и овец пасла. За свой труд имеют супруги многочисленные грамоты. Вырастили двух сыновей.
Говорят, что не всем дано дожить до старости. Эта привилегия дается только избранным. Наши герои из этой череды. Многое им пришлось пережить, но не сломились, и в горе, и в радости — всегда вместе.
Глава Корзовского сельского поселения Е.Н. Антоненков вручил Ивану Арсентьевичу Лайкову поздравительное письмо от Президента России и памятный подарок, поздравил от лица земляков юбиляра.
Мы искренне присоединяемся к этим поздравлениям. Будьте здоровы, уважаемые супруги Лайковы, побольше вам приятных мгновений и радости.