В репертуаре Смоленского камерного театра в 2018 году состоялась премьера оригинального по материалу и экспериментального по форме (в хорошем смысле этого слова) спектакля-сказки «Колобок». Казалось бы, что тут оригинального? А дело в том, что драматургической основой спектакля является пьеса, созданная на основе фольклорных записей, сделанных в 2000 году от сказительницы Ефросиньи Захаровны Максименковой рославльчанкой Натальей Рогачевой.
Наталья Николаевна окончила отделение этномузыкологии при кафедре финно-угорской музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова. Изучением фольклора Смоленской области занимается уже двадцать лет.
В 2019 году в издательстве «Свиток» вышел в печать небольшой сборник «Колобок и другие пьесы-сказки земли Смоленской», в который включены три традиционные для смоленского фольклора пьесы-сказки, записанные Н.Н. Рогачевой. Но записанных сказок гораздо больше, как и поставленных по их материалам спектаклей. К примеру, несколько лет назад рославльские любители фольклора могли посмотреть трогательную духовную притчу «Фросенька» в исполнении детской театральной студии Московского государственного музыкального театра национального искусства, где тогда работала Наталья Николаевна. Есть поставленная совершенно оригинальная сказка «Снегурочка», записанная в деревне Рыляки (ныне — Юхновский район Калужской области).
Записи традиционных фольклорных представлений сохранились в архиве Н. Рогачевой еще со времени ее учебы в консерватории. И вот – первая ласточка. Автор максимально постаралась сохранить, реставрировать глубину мысли, красоту слога, песенность языка каждой из сказительниц, которые являлись в свое время не просто деревенскими, знающими некое число сказок и обрядов, но и выступали обладателями сокровенных знаний о безвозвратно, к сожалению, уходящей традиции. Подобно талантливым художникам, сказительницы ярко, красочно «обрисовывали», в деталях описывали уже неведомую и загадочную для нас эпоху всеми доступными для них средствами.
В сборник, помимо сказки «Колобок», вошли еще две: «Курочка Ряба» и «Репка». В приложении к сборнику опубликованы ноты, словарь устаревших слов и выражений. И надо все же отметить, что эти сказки совсем не те, которые мы знаем с детства. И сказки в старину не просто сказывали. Разыгрывалось целое действо. Многие приурочивались к определенному времени года.
«Так уж повелось на Смоленской земле, — вспоминала сказительница из деревни Утехово Рославльского района Е.З. Максименкова (1914 г.р.), — что в зачинальную («что заперед всего детишкам сказывали») трилогию входили сказки: «Колобок», «Курочка Ряба» и «Репка». Зачастую эти сказки в народе не просто сказывали, а разыгрывали перед детишками, собирая их когда в доме, когда в поле, когда на лесной опушке. «Оно ж куда вернее, когда не просто сказываешь, а еще пред детяткой и кочевряжишься. Тады ж детятка не только ушкам своим верить станет, но еще и вочкам. Проку от этого куда больше».
Именно архивные магнитофонные записи вышеупомянутых сказок легли в основу данного сборника пьес.