Национальные проекты Образование Сафоновский район

Век живи – век учись; учиться – всегда пригодится, ну и ученье – свет, а неученье – тьма – рецепты от народа для успешной жизни. В общем, нельзя ставить точку в своем образовании и стоит начинать путь в профессию как можно раньше.

Мы уже рассказывали о том, что на базе Сафоновского индустриально-технологического техникума (СИТТ) школьники, начиная с шестого класса, могут попробовать себя в рабочих профессиях. Профессиональные пробы проходили в октябре этого года по профессиям повара и парикмахера, сварочным технологиям. Оказалось, это не все. В декабре получает свидетельства о присвоении стартовых разрядов по нескольким профессиям второй «поток» старшеклассников городских школ. Они проходили на базе СИТТ практическое обучение и получили дополнительное профессиональное образование.

За подробностями мы обратились к директору учебного заведения, заслуженному учителю РФ – Николаю Николаевичу КУВАЕВУ.

– Николай Николаевич, можно ли рассматривать возможность дополнительного образования на базе техникума как попытку возродить раннюю профессиональную подготовку подростков?

– К сожалению, много хорошего из советского образования утрачено. В первую очередь – престиж рабочей профессии. В прежние времена в работе технических училищ были заинтересованы промышленные предприятия, а кадры для них готовила система профессионально-технического образования.

В настоящее время элементы профессионально-технической подготовки возвращаются к нам в формате федеральных программ национального проекта «Образование». Профпробы – в рамках проекта «Успех каждого ребенка», дополнительное профессиональное образование – «Новые возможности для каждого». Я рассматриваю эти проекты как попытку поднять престиж рабочей профессии и профессионального образования.

– В каком формате проходит реализация проекта «Новые возможности для каждого» в техникуме?

– Одной из площадок для его реализации в 2019 году стал Сафоновский индустриально-технологический техникум. Мы приняли 24 учащихся 8–11-х классов городских школ на обучение по двум направлениям: слесарь по ремонту автомобилей и исполнитель художественно-графических работ. Контрольные цифры и профессии были определены Департаментом Смоленской области по образованию и науке.

– Желающих было больше?

– Значительно! Когда мы с заместителем директора по учебной работе Ольгой Валентиновной Клименковой пришли в школы и рассказали о возможностях получения дополнительного образования без отрыва от основной учебы, о тех профессиях, которым можно научиться на практике, встретили живой интерес. Ребята задавали вопросы по материально-технической базе, расписанию занятий. Мы были удивлены, когда на автослесаря записалось несколько девочек, но затем убедились, что они при обучении ни в чем не уступают мальчикам. Основной костяк первого выпуска составляли учащиеся школ № 7 и № 8. В этом году география значительно расширилась: к нам приезжают ребята из других общеобразовательных школ нашего города.

– Как строится учебный процесс для школьников?

– Программа рассчитана на шесть месяцев календарного года: по три в каждом полугодии, утром по субботам и средам во второй половине дня. Мастера, преподаватели специальных дисциплин ведут обучение по утвержденным программам. Главное отличие от школьной формы обучения – в практической направленности. Чтобы привлечь молодых людей в рабочую профессию, нужно предоставить возможность ее понять, попробовав на «ощупь» своими руками. Поначалу школьники осторожничают, больше слушают и наблюдают, потом по-настоящему увлекаются, проявляют желание узнать и научиться. Есть примеры, когда, получив азы поварского дела, некоторые из них желают в следующий раз «пойти» на парикмахера. Такие жадные на обучение люди никогда не останавливаются на достигнутом, у них «в крови» стремление к самоусовершенствованию. Мы поначалу сомневались насчет дисциплины и прогулов, но быстро убедились: к нам приходят школьники, мотивированные на обучение и овладение практическими навыками. Уже есть примеры, когда выпускники дополнительного профессионального образования 2019 года стали студентами СИТТ по выбранной ими специальности или профессии. Полученное у нас свидетельство, при условии поступления в вуз по тому же направлению, дает абитуриенту дополнительный балл.

– Школьники смогли влиться в студенческий коллектив?

– Из-за особенностей расписания они не имеют возможности участвовать во всех наших мероприятиях. Но ребята не оставлены без внимания. В конце обучения в рамках месячника профессионального мастерства проводим торжественное вручение свидетельств. В декабре этого года такое мероприятие пройдет также торжественно.

– Николай Николаевич, два года участия в реализации проекта дают право на подведение итогов и определенные выводы?

– 2019 год был пробным по двум специальностям. В этом году обучение шло уже по четырем (слесарь по ремонту автомобилей, исполнитель художественно-графических работ, повар, парикмахер) для 48 школьников. В 2021 году планируется добавить еще одну – сварочные технологии. За два года проект доказал свою эффективность хотя бы в том, что он вызвал большой интерес у школьников и их родителей. Многие из них говорят: в жизни пригодится; другие рассчитывают осваивать профессии на более высоком уровне. Пока не встретил ни одного, кто бы разочаровался или сказал, что ему жаль потраченного времени. Освоив азы, такие ребята становятся успешными студентами, владеющими мощной мотивацией для дальнейшего профессионального роста.

У проекта «Новые возможности для каждого» есть большие перспективы. Думаю, со временем будет освоено направление такого же непрерывного образования для взрослых.

Мне самому проект «Новые возможности для каждого» интересен, так как это наиболее действенная и эффективная форма ранней профориентации школьников.

– Каковы Ваши прогнозы по новому набору на дополнительное профессиональное образование?

– Оптимистичные. Не сомневаюсь, что будет наплыв. Сразу после каникул – комплектация групп, с февраля – занятия. Реализация проекта финансируется из областного бюджета, дополнительное профессиональное образование для ее участников бесплатное.

– Спасибо за интервью. Желаем успехов и коллективу педагогов и тем, кто придет в СОГБПОУ «Сафоновский индустриально-технологический техникум» за профессией.



Вам также может понравиться