Владимир Бомбенков – атаман хутора «Георгиевский» Смоленского округа Союза казаков России
Его единомышленники – хуторяне и женский ансамбль «Кумушки». Певуньи в народе популярные, исполняют патриотические, лирические и казачьи песни. Ездят, выступают, радуют людей, потому что сами заводные и потому очень оптимистичные.
О Владимире недавно мы писали: пришел в отдел по делам молодежи с инициативой на пустыре у здания АТС в микрорайоне № 1 заложить аллею памяти и получил от руководства района полную поддержку и содействие. Но это не все.
Есть такой отряд «Доброхоты» Смоленского поискового объединения «Долг». В нем Владимир и состоит, принимает участие в мероприятиях по благоустройству воинских захоронений. Оказывается, есть и братские, и одиночные могилы – заброшенные и забытые, потому что родственники тоже умерли, а могилы никому по наследству не передали. Доброхоты разыскивают такие захоронения, благоустраивают – восстанавливают историческую память.
Владимир приобщил к такому хорошему делу своего одиннадцатилетнего сына Андрея. Оказывается, не нужно официально объявленной кампании. Можно составить свои маршруты по смоленской земле, найти забытую могилу, вырвать бурьян, поправить пирамидку, покрасить звезду на ней и оградку, положить цветы, внимательно прочитав еле различимую табличку. И не забыть о ней.
Могилу расстрелянной немцами за связь с партизанами семьи Жуковых на кладбище деревни Селецкое доброхоты Бомбенковы обнаружили случайно. Холмик почти сровнялся с землей, только табличка на покосившейся пирамидке читалась. Наверное, за могилой когда-то ухаживали. Но время сделало свое дело. На кладбище деревни Клинка по информации общества «Мемориал» нашли могилу командира партизанского отряда Матвея Васильевича Щербакова, расстрелянного в 1942 году.
Для того чтобы привести в надлежащий вид массовое воинское захоронение в Лесном, подключил казачество. Хутор «Георгиевский» шефствует над могилой юных партизан в Селецком: два раза в год обязательно навещают, наводят порядок. В Ельнинском районе за два года полностью восстановили самый первый послевоенный обелиск в Смоленской области. Из адресов восстановленных ими захоронений можно составить большой список. Они есть в Вяземском, Ельнинском, Сафоновском районах.
Краску, кисти и прочий необходимый для благоустройства материал Бомбенков приобретает на свои личные средства. Глава семьи работает слесарем-ремонтником на заводе «Авангард», жена – воспитательница детского сада.
– Меня часто спрашивают, зачем мне это надо, и чуть ли не крутят пальцем у виска, когда узнают, что я трачу свои деньги. А я считаю, и моя семья меня в этом поддерживает, что не государство должно ухаживать за воинскими захоронениями, а каждый из нас, наследников Великой Победы. Я хочу, чтобы сын это знал и понимал, почему и зачем мы с ним не гуляем, не отдыхаем, а могилки воинов убираем. Это нужно нам, живым, чтобы по нашим улицам никогда не маршировали нацисты, как сейчас это происходит на Украине; чтобы никто не смог переписать историю наших побед.