В семнадцати километрах к юго-востоку от Рославля расположена деревня СурновкаЖарынского сельского поселения. Сегодня там осталось совсем немного жилых домов, а когда-то было большое село, где жила семья Семеновых: муж Александр работал лесником, а жена Алла — дояркой. 3 февраля 1966 года у них родился первенец, которого назвали Андреем. Так случилось, что молодая семья через год распалась. Алла с сынишкой уехала в Епишево, где повторно вышла замуж, а Александр перебрался к родителям в Высокое.
Андрей рос послушным и смышленым мальчиком, с раннего детства был приучен к труду и служил примером для младших. И неудивительно, ведь, кроме него, в семье было семеро детей.
Детство Андрея прошло в деревне Епишево, где он поступил в первый класс школы. Учился прилежно, без троек, был активным октябренком, пионером, тимуровцем. Начиная с четвертого класса, каждую осень вместе с другими учениками школы Андрей ездил помогать колхозу: собирали картофель, вязали лен, убирали свеклу. За сентябрь и октябрь школьники зарабатывали неплохие карманные деньги.
В восьмом классе Семенов стал мечтать о профессии учителя. Окончив 10-й класс Жарынской средней школы, Андрей поступил в педагогический институт в Смоленске, но, проучившись совсем немного, вынужден был вернуться в Рославль и пойти в совхоз-техникум. Необходимо было помогать семье, поэтому Андрей пошёл работать в колхоз. В мае 1984 года всем селом провожали призывника Семенова в армию.
В военкомате Андрея направили сначала в Смоленск, где призывникам объяснили, что их «учебка» будет проходить в Туркестанском военном округе. Вместе с остальными новобранцами и командирами Семенов отправился в Москву, а оттуда самолетом в Ашхабад. Воинская часть была расположена практически в самом центре города. Молодых солдат из Центральной России поражала архитектура и местный быт столицы Туркмении (в то время Туркменской Советской Социалистическая Республики) и удивляло географическое соседство пустыни Каракум и Копетдагских гор.
Во время «учебки» солдаты ежедневно выезжали на занятия то в горы, то в пустыню. Осваивали навыки ориентирования, учились выживать в условиях горно-пустынной местности, лазать по горам и скалам хребта Копет-Даг, стрелять с поправками на разность высот, привыкали к климату. Семенов окончил курсы молодых командиров, получив звание сержанта.
Три месяца военной подготовки пролетели быстро, и настало время отправиться туда, где шли боевые действия. Андрей и его сослуживцы прибыли в Кабул, в расположение 40-й армии.
После распределения Семенова и его товарищей вертолетом доставили в Баграм, где в годы Афганской войны располагались крупнейший аэропорт и военно-воздушная база ВВС СССР. Прибывших солдат разделили по специальностям, и Андрей попал в отдельный взвод связи 682-го мотострелкового полка, располагавшийся в населенном пункте РухаПанджшерского ущелья.
Фактически полк жил в каменном мешке, так как со всех сторон был окружён горами, а местные жители отсюда давно ушли, Андрей и его сослуживцы жили на третьем этаже одного из домов в центре кишлака. Стены дома были глиняными, и потому парни обшили их досками от ящиков из-под боеприпасов. На втором этаже находилась «ленинская» комната и базировался штаб полка.
На первое свое боевое задание Андрей отправился уже через неделю после прибытия. Староста одного из близлежащих кишлаков обратился к советским солдатам за помощью – вытеснить душманов из их населенного пункта.
На выполнение боевого задания была отправлена рота мотострелков — около 60 человек. Прибыв в кишлак, советские солдаты обнаружили там только местных жителей: противник предпочёл не вступать в сражение с превосходящими силами, поэтому быстро ушёл в свои тайные схроны в горах. Командир роты приказал расположиться вдоль кишлака и охранять его от повторного вторжения.
В течение месяца мотострелки жили «на броне». С местным населением общались мало, в свободное от караулов время небольшими группами ходили купаться и ловить рыбу. Когда в кишлак пришли солдаты армии ДРА, рота вернулась в расположение полка.
По возращении Андрей узнал, что на взвод связи дали боевую единицу – танк Т-82. По приказу командования был сформирован экипаж: механик, наводчик и заряжающий. Командиром боевой машины назначили Семенова, имевшего на тот момент звание сержанта и пользовавшегося заслуженным авторитетом среди военнослужащих. Несколько дней экипаж приводил танк в боевую готовность. На машине был установлен ковш для расчистки горной дороги. На броне четко вырисовывался номер боевой единицы – 113.Таким же был и позывной экипажа.
Спустя неделю разведка сообщила, что со стороны Пакистана выдвинулось крупное воинское формирование, путь которого лежал через Панджшерское ущелье. Перед солдатами была поставлена задача оттеснить боевиков назад к границе. На задание отправилось 6 рот: мотострелки, разведчики, десантники и саперы. Танк Семенова возглавил колонну боевой техники. Через пару дней пути обнаружили женщину-снайпера, наемницу одной из скандинавских стран. Её нейтрализовали и вертолётом отправили в штаб. Затем разведка по рации сообщила о небольшой группе моджахедов, укрывшихся на небольшой сопке. Координаты противника были переданы экипажу Семенова. С первого же выстрела боевики были уничтожены.
Саперы, оставив свои вещмешки на броне танка, двигались впереди колонны на небольшом расстоянии. Они разминировали узкую горную дорогу, чтобы машины и люди могли беспрепятственно пройти. Обезвреженные мины саперы также складывали на танк. Колонна приближалась к Талагскому кресту — месту, где сходятся несколько ущелий, образуя форму креста. Когда подъехали к небольшой горной реке, со стороны гор начался жестокий обстрел. Колонна остановилась, и солдаты вынуждены были спрятаться за боевую технику.
Вызванная на помощь авиация «зачистила» территорию гор, и обстрел начал затихать. В колонне выгорело около восьми машин, а потому солдаты принимали меры, чтобы расчистить от них дорогу. По рации Андрею передали, что его танк горит. Оказалось, что загорелись вещи, оставленные саперами. Андрей приказал механику въехать в реку, в результате чего пожар был потушен. Затем 113-й вернулся в авангард колонны, которая продолжала стоять в ожидании команды двигаться вперед.
Саперы нашли особенный фугас, по рации сообщили о находке, но получили приказ ничего не трогать до получения данных разведки. Фугас оказался управляемым. Прозвучал мощный взрыв, на месте которого образовалась огромная воронка. Вокруг нее разбросало саперов, каждый из них (а это двенадцать человек!) получил ранения. Засевшие высоко в горах моджахеды снова начали обстрел из крупнокалиберных пулеметов. Командир полка приказал отойти от места обстрела. Колонна начала медленно двигаться задним ходом.
Экипаж 113-го видел, как подорвались саперы, услышал их стоны и крики о помощи. Сержант Семенов, недолго думая, приказал экипажу пересечь реку и помочь товарищам. Обстрел не позволял выйти из машины, поэтому открыли люк в днище. Подняв невысоко ковш, танк подъезжал максимально близко к раненому, один из членов экипажа подхватывал раненого ремнями под руки и волоком тащил под машиной до самой реки. Спасение саперов заняло время до самого вечера, колонна отступила уже далеко, рация молчала. Из двенадцати саперов трое погибли, остальных затащили под броню и укрыли. Наконец по рации связались со своими. В два часа ночи пришла подмога и машина скорой помощи.
Дальше последовала череда рапортов о причинах невыполнения приказов. Командир полка грозился наказать Семенова и его экипаж. Но вступился замполит, и вместо наказания Семенов был представлен к награждению орденом Красной Звезды, а члены экипажа награждены медалями «За боевые заслуги». Андрею тогда было всего 18 лет.
От наказания спасло еще то, что боевая операция по обезвреживанию крупного формирования не была завершена. Поэтому колонна дождалась подкрепления из Баграма и двинулась обратно к Талагскому кресту. Колонна в составе взвода солдат расположилась на небольшом укрытом плато и удерживала эту позицию в течение месяца. Нередко случались перестрелки с отрядами духов. Вскоре разведка донесла, что бандформирование осталось в Пакистане, и советские солдаты смогли вернуться в расположение полка в Руху. Андрей и его ребята наконец-то получили возможность сменить обмундирование, почистить оружие.
Автор Елена Петрова
№49 от 03.12.2020