1 ноября Ивану Лаврентьевичу ХОДУНКОВУ исполнилось 98!
О нашем земляке Иване Лаврентьевиче Ходункове, легендарном ветеране войны, доблестном пограничнике, написано множество статей, очерков, рассказов. За свои девяносто восемь лет — именно столько Ивану Лаврентьевичу исполнилось 1 ноября 2020 года — он повидал столько всего, что впору писать многотомный роман о его жизни либо снимать многосерийный фильм.
«Смелого пуля боится…»
Родился Иван Ходунков в деревушке Жули тогдашнего Краснинского района, в семье крестьянина. По окончании местной семилетки отец отвез сына в Смоленск, где тот окончил среднюю школу и в августе 1940 года был призван в Красную Армию, в пограничные войска.
Иван Лаврентьевич оказался на передовой с самого первого ее дня.
«Меня внук однажды спросил: «Дед, а ты был на фронте?» Я ответил: «Конечно, был!» — «А чего тебя не убило?» Я задумался: «Потому что я смелый, а смелого пуля боится и штык не берет!», — часто ветеран вспоминает этот разговор.
Сражался Иван Лаврентьевич в составе 260-го гвардейского стрелкового полка 86-й гвардейской стрелковой дивизии. Ветеран с болью вспоминает бои за освобождение Киева, Белграда, Праги, Вены, Будапешта, в памяти навсегда сражение на Орловско-Курской дуге, бои под Прохоровкой.
В Венгрии, в районе озера Балатон, шли кровавые бои. Во время боев на реке Пуга он был ранен, но из последних сил корректировал огонь, был верен своей военной присяге и своему долгу. За эту операцию был награжден медалью «За отвагу». У Ивана Лаврентьевича есть и другие награды: медаль «За оборону Киева», «За боевые заслуги», Орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова, знак «Фронтовик», памятные медали в честь юбилеев Великой Победы в Великой Отечественной войне, памятные юбилейные медали в честь освобождения родной Смоленщины, памятный знак «Ветеран Пограничной службы», юбилейная медаль «100 лет пограничным войскам». Это далеко не полный их список!
За каждой наградой Ивана Лаврентьевича — своя история. Рассказывать об эпизодах войны сложно, поэтому Иван Лаврентьевич несколько лет назад записал их для потомков в большую тетрадь. Чтобы не повторяться.
«Это было на Курской дуге. Мы получили задание привести «языка». До моста бежали вдвоем с бойцом Бычковым, вологодским кузнецом богатырского сложения. Густой предутренний туман надежно прикрывал, и увидеть нас из деревни было невозможно. Как ни вглядывались мы, но ничего рассмотреть было невозможно на противоположном берегу реки. Даже сама деревня была затянута густой пеленой. Мы прислушались — на мосту было тихо — часовой, закутавшись, почти спал на ходу. Мы бесшумно вошли на мост, убили часового и сбросили с моста. За мостом дорога крутая, поднималась в гору к деревне, но мы по ней не рискнули идти, а пошли по низине, у самой реки. Глухая огородная стёжка привела нас к одинокому сараю. Отсюда хорошо просматривались дорога и мост. Подобрались к открытой двери сарая и замерли: прямо на нас уставился вороненым глазом ручной пулемет. Не отрывая взгляда от пулемета, мы попятились и спрятались за угол сарая. Я достал из кармана гранату и вдруг услышал… могучий храп. Приблизившись к воротам, увидели в глубине сарая немецкого солдата, который, блаженно растянувшись на сене, спал мертвым сном. У стены стояли два ранца, подбитые мехом. Из одного выглядывало расшитое полотенце. На полу — обглоданные кости, яичная скорлупа, бутылка с красивой наклейкой. Я кивнул на спящего и знаком указал на горло. Бычков тоже знаком показал: задача ясна. Он вытащил из ранца полотенце и навалился на немца. Фашист бурно протестовал, колотил ногами, пытался освободиться, но Бычков, нажав на горло, заставил немца успокоиться. Через минуту-две он был связан, а во рту был кляп. Я вскинул на спину немца пулемет, прихватил ленту, и мы пошли. Бычков шел впереди, за ним — пленный, а я замыкающий. Миновали мост без помех, вышли на луг, и только тогда в деревне прозвучал винтовочный выстрел. И началось: заклокотали пулеметы, завыли над головой мины. Но пальба продолжалась недолго — через несколько минут смолкла. Задание было выполнено — «язык» доставлен в штаб подразделения. За это медалью «За отвагу» я был награжден». (Из воспоминаний И.Л. Ходункова).
После войны ветеран-пограничник окончил с отличием Угличскую школу мастеров сыроделия. Затем был направлен в родной Монастырщинский район на Баченскийсырзавод, где проработал мастером два года. Одновременно он руководил постройкой сырзавода в деревне Любавичи. Когда строительство было завершено, проработал до самой пенсии на этом местном сырзаводе. В Любавичах он живет и в настоящее время.
Случайный кадр и граффити размером в девять этажей
В этом году к 75-летию Великой Победы фото легендарного ветерана появилось на многоэтажке Архангельска — столице Поморья. Граффити размером в девять этажей — такой подарок для ветеранов Великой Отечественной войны подготовили художники города. Вот только изображен на рисунке смолянин — Иван Лаврентьевич Ходунков, пограничник-ветеран. А основой граффити послужила фотография, сделанная в 2016 году в Волгограде.
Четыре года назад накануне Дня Победы молодая мама решила устроить фотосессию двухлетнему сыну Матвею на Мамаевом кургане. Там малыш увидел незнакомого дедушку в красивой форме с орденами и медалями, подбежал к нему и обнял.
«Слезы просто потекли ручьем, настолько это было трогательно. Матюша протянул ветерану конфету, отдал то, что у него было, как будто благодарил, взял крепко за руку и сказал:«Дедуля, пошли, прогуляемся!»- вспоминает мама мальчика с фотографии Екатерина Жидкова.- В этот самый момент фотограф успел сделать совместный кадр. Затем снимок выложили в Интернет, где его увидели художники из Архангельска».
Марина Бондарь, волжский фотограф:«Это именно случайный кадр. То есть тут не было никакой постановки. Мы не ставили мальчика. Мы не ставили дедушку. Вот какой был свет, вот как они стояли — так и пришлось нам снимать».
Более двухсот баллончиков краски и полмесяца работы — и вот фотография ветерана с маленьким мальчиком украсила фасад девятиэтажного дома в поморской столице. Фотография, объединившая три города: Смоленск, Волгоград и Архангельск.
Главную работу взяли на себя художники — архангелогородец Артем Хазанов и петрозаводчанин Андрей Птицын. Но в целом в техническую бригаду арт-проекта вошли двенадцать человек. Когда граффити было готово, его подсветили прожектором. И теперь мурал (так называют большие изображения на стенах зданий и сооружений) виден издалека.
Архангельская журналистка Мария Атрощенко:«Изображение на граффити черно-белое — как старая выцветающая фотография из семейного альбома, как тускнеющее воспоминание, как сон, выветривающийся из сознания наутро. Недаром на этой картине обнимающий ветерана-орденоносца маленький мальчик в звездной пижаме. Именно так — просто «Сон внука» — и называется мурал. Хотя его создатели признают, что мальчонка на стрит-арте скорее пра- или праправнук — представитель последнего поколения, которое еще сможет обнять своих живых героев — ветеранов Великой Отечественной войны. Вверху многоэтажного граффити — несколько слов прописью, а снизу — почтовый штемпель: это сближает мурал с почтовой открыткой, которой можно было бы поздравлять своих родных с Днем Победы».
Вот что рассказывают авторы этого арт-проекта.
Андрей Птицын, художник:«Авторы проекта хотели показать связь поколений и еще раз напомнить, что если не беречь память о радости Великой Победы, то воспоминания участников войны будут «выцветать». Даже здание для рисунка выбрано не случайно: большая часть жильцов дома — одинокие ветераны».
Наталья Щукина, руководитель архангельской региональной молодежной общественной организации «Студия творческих инициатив «Солнце Маори»: «Очень многие люди приходили и начинали рассказывать свои истории, потому что узнавали в этих образах какие-то свои детали — у кого-то почерк похожий, кто-то узнал черты, кому-то показался знакомым костюм ветерана».
Поздравляем с Великой Победой!
Когда начали работу над граффити, фотограф Марина Бондарь захотела отыскать ветерана. Однако в Волгограде о нем ничего не знали. Тогда девушка решила, что раз ветеран в зеленой советской фуражке, значит, пограничники точно должны знать, кто это. Поиски вели сразу три региональных пограничных управления. Вот так и нашли героя в смоленском селе Любавичи.
«Дорогой Иван Лаврентьевич, здравствуйте! Поздравляю вас с 75-й годовщиной Великой Победы!» — такими словами начинаются те многочисленные письма, что идут в адрес ветерана накануне каждого Дня нашей Великой Победы. Иван Ходунков трепетно разбирает кипу писем. В год юбилея Победы они приходят к нему почти со всего света. Люди благодарят за мирное небо над головой и желают долгих лет жизни.
Ветеран сегодня вспоминает, как он тогда, четыре года назад, оказался на Мамаевом кургане. Идея каждый год встречать День Победы в другом городе России пришла его внучке. Историю снимка Иван Лаврентьевич помнит хорошо, но удивлен, что рисунок появился на доме в Архангельске, а не в Смоленске.
«Путешествия организовывает внучка Жанна. А дедушка с удовольствием собирается в очередной «поход», — рассказала сноха ветерана Валентина Ходункова.- Он уже был в Санкт-Петербурге, Бресте, Волгограде, в прошлом году прошел шесть километров в строю Бессмертного полка в Москве. В этом году в планах был Калининград, но, к сожалению, поездка не состоялась».
Дарья Чиркова, правнучка Ивана Лаврентьевича:«Прадедушка, несомненно, заслужил стать прообразом ветерана, он прошел войну от начала и до конца, все ее 1418 дней и ночей. Для меня он как стержень: в праздничные дни в его доме можно встретить всех членов нашей большой семьи из абсолютно разных городов России. В деревне у дедушки много друзей, и в свои девяносто восемь лет он чувствует себя бодро. К сожалению, в этом году ему не удалось отметить знаменательную дату на параде Победы — отметил у себя в Любавичах, но мы верим, что впереди у него ещё не один парад!»
Узнав об истории с фотографией, Иван Лаврентьевич достал альбом с Мамаева кургана, долго вспоминал ту поездку, а потом сказал, что на следующий год надо снова ехать в Волгоград, чтобы встретиться с Матвейкой. К слову, и сам мальчик (сейчас ему шесть лет) был бы рад увидеть своего нового знакомого.
Иван Ходунков называет себя фронтовиком-счастливчиком, ведь он прошел всю войну и смог вернуться домой. В свои столь преклонные года Иван Лаврентьевич сам ведет домашнее хозяйство, зимой чистит дорогу от снега, летом колет дрова. У него четверо детей, пятнадцать внуков и правнуков. В День пограничника к ветерану постоянно приезжает делегация из Пограничного управления ФСБ. В этом году он был почетным гостем на открытии бюста его земляка, возглавлявшего Пограничные войска КГБ СССР в 1972-1989 гг., Героя Советского Союза, почетного гражданина Смоленской области Вадима Александровича Матросова.
Второй участник снимка — маленький Матвей, пересматривая фотографии, спрашивал у мамы: «Где сейчас этот дедушка, и как его можно увидеть?»
Иван Лаврентьевич тоже надеется, что эта встреча состоится. А если нет, то мальчик и старый солдат навсегда останутся вместе на фасаде дома в далеком Архангельске…
PS.Уважаемый Иван Лаврентьевич!
Сердечно поздравляем Вас с днем рождения! Выражаем Вам глубокую признательность и искреннее почтение как участнику Великой Отечественной войны, по дорогам которой Вы прошли от первого до последнего дня.
Низкий Вам поклон за Победу, за мужество и стойкость. Ваша самоотверженность и огромная любовь к Отечеству подарили нам мирное небо над головой. Вы сохранили в себе при этом силу духа, умение радоваться жизни и энергию общения.
Мы отдаем себе отчет в том, какой тяжелый путь Вам пришлось преодолеть, какие суровые испытания пережить. Ваши подвиги неподвластны времени.
Огромное Вам спасибо за мир, за свободу, за жизнь!
Здоровья Вам, тепла и заботы Ваших близких!
Автор Владимир Лагутин
Фото: Дмитрий Бассет
№46 от 06.11.2020