Как приятно бывает, когда смотришь телевизор и в одном из фильмов узнаешь свою землячку. К примеру, Наталию Колоскову, актрису театра и кино. У Наталии более двадцати фильмов, одна из последних работ – полнометражный художественный фильм «Ополченочка», в котором она сыграла одну из главных ролей
Мы поговорили с Наталией и узнали у нее, что самое сложное в работе актрисы и над чем она сейчас работает.
– Наталия, расскажите о своем детстве.
– Родилась и выросла я в Ярцеве. В детстве всегда чувствовала, что я не такая, как все, и мне это не нравилось, думала, что со мною что-то не так. Я часто плакала по пустякам и была жуткая трусиха. Боялась всего: лошадей, бабочек, плавать. На велосипеде несколько лет училась кататься из-за страха. В парке все дети катаются на качелях, а мне страшно. Родители как-то затащили меня на «весёлые горки», так я всю поездку кричала: «Боюсь, боюсь, боюсь…»
– Чем Вы любили заниматься в детстве? Какие кружки посещали?
– Школьное время у меня было насыщенное. Я не из тех детей, которые гуляли после школы с друзьями. С восьми лет занималась спортивными бальными танцами в коллективе «Серпантин» у Ларисы Полуторновой, затем в танцевальном спортивном клубе «SWAY» в Смоленске. Десять лет занималась вокалом в детской студии «Ступеньки к звёздам» у Инны Валитовой и Людмилы Егоровой. Никогда не понимала детей, которых родители заставляют танцевать, для меня самым страшным было пропустить занятие.
– Куда Вы поступили после школы?
– Поступила в Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) по специальности «актер театра и кино». Мне очень повезло с педагогами, школа у нас сильная: Н.Л. Скорик, Т.В. Розова, Н.С. Егорова, И.В. Апексимова, Н.В. Высоцкий, П.А. Белозеров, А.В. Хованская. Это большое счастье — учиться у таких педагогов!
– Чем Вам запомнилось обучение в вузе?
– Институт я окончила с красным дипломом, но в данной профессии это ничего не значит! Оценок тут нет. Это другой мир. Обучение мне давалось адски тяжело. На первом курсе меня хотели отчислять, сказали, что я хуже всех. А я не понимала, что нужно исправить.
За лето перед вторым курсом я прочитала всю литературу, что нам задали. Больше всего мне нравились и до сих пор нравятся мемуары актеров, эти книги помогли мне почувствовать, что такое профессия актера. Это не просто выучил текст и вышел — покривлялся. Это, в первую очередь, огромная внутренняя работа над собой. Постоянная, ежедневная, ежеминутная. На втором курсе меня стали хвалить педагоги, но на меня посыпалась череда травм, а это никому не нравится – больной артист никому не нужен.
На четвертом курсе начались спектакли, и почему-то – как будто я никогда не стояла на сцене – мне так было страшно выходить к зрителю. Я чувствовала себя просто «голой», и снова не получалось, не получалось от страха. На мой взгляд, все это шло из детства.
На последнем курсе мы играли много спектаклей, ездили на гастроли, и опыта я, конечно, набралась побольше. Стала лучше понимать себя. Спектакли с каждым разом давались мне все лучше и лучше. И мне даже стало казаться, что на сцене я намного смелее, чем в жизни.
– С какими иллюзиями Вам пришлось расстаться в Москве?
– А у меня не было никаких иллюзий, я знала, что будет тяжело. Была одна иллюзия, которая относится к профессии. Я думала, что когда ты стараешься, то это обязательно оценят. Но так происходит не всегда. Важно быть собой: искренним, настоящим, «обнаженным», ну и хорошим человеком, мне так кажется.
– Наверняка были моменты, когда Вы сомневались в себе и в своем таланте. Как удалось преодолеть страхи и неуверенность?
– Сомнения есть всегда, так же, как и страхи, и неуверенность. Сомнения в таланте и страх, что может не получиться роль. Здесь нет такого: диплом получил красного цвета – значит, ты признанный мастер. Каждая роль – прыжок в неизвестность с нуля. Все сначала. И ты не знаешь, получится или нет. Надо быть уверенным в себе и в своих силах, но не самоуверенным.
– Как Вы считаете, действительно ли можно научиться быть актером, или это все-таки призвание?
– Для меня это загадка. Но я убеждена в том, что актерская профессия – это 10% таланта, 50% работы над собой и 40% удачи, везения и случая, конечно. Как говорила мой педагог Наталья Егорова, «самое сложное в актерстве и одновременно самое простое – это быть собой». Просто быть собой. Звучит легко, а вот попробуй сделай. Этим владеет каждый: и актер, и не актер, но мы слишком обрастаем этими слоями, масками. Дети непосредственные и настоящие, дети – настоящие актеры. Надо у них учиться.
– В каких спектаклях Вы играли?
– «Вишневый сад» (реж. Никита Высоцкий), «Летучая мышь» (реж. Алена Хованская), «Снегурочка» (реж. Наталья Егорова), «Немного танго» (реж. Юлия Садовская) и многие другие. Театральный опыт у меня большой. С ролями повезло.
– О какой роли Вы мечтаете?
– Я хочу сыграть великую женщину, пианистку или певицу, может, танцовщицу или спортсменку. Еще хочется истории о большой и светлой любви. Я всегда открыта новому и всегда за риски. Готова побриться наголо, похудеть, потолстеть, учиться тому, чем не владею, но, конечно, все это ради стоящей роли.
– У Вас есть любимые режиссеры? Кто это и почему?
– Мне очень нравятся фильмы Дмитрия Астрахана. Я посмотрела все его работы. Хочу с ним работать, он великий режиссер и несет через свои фильмы такой свет. Сейчас в современном мире много пошлости и грязи, а у него этого нет.
Из театральных режиссеров хотела бы поработать с Дмитрием Акришем и Кириллом Сбитневым. Дмитрий сочетает в своих работах несочетаемое, у него может быть красиво и страшно одновременно. А самое главное, говорят, он очень любит своих актеров, как отец сына своего. А с Кириллом интересно творить и сочинять, мы один раз уже работали вместе.
Я люблю режиссеров, с которыми уже работала. Никита Владимирович Высоцкий подарил мне шикарные роли в театре, он меня и с миром кино познакомил. Алексей Козлов – это мой подарок судьбы, профессионал своего дела.
– А если бы Вы сами оказались в режиссерском кресле, в каком жанре снимали бы фильм?
– Пока не представляю себя режиссером, мне кажется, что это не мое, от слова совсем. Но если предположить, что я режиссер, думаю, это была бы драма. Что-то про любовь.
– За что Вы больше всего любите профессию актрисы?
– Наверное, за возможность делать то, чего в жизни никогда не решилась бы сделать. За постоянные поездки, новые знакомства и перевоплощения. За возможность оставить «СМС» последующими поколениям.
– Как проходит Ваш обычный день?
– У меня дни не похожи один на другой. Сейчас стараюсь каждый день бегать, несколько часов заниматься собой, обязательно с кем-то увидеться, с кем-то познакомиться, а в остальном, все мое время – репетиции в театре и спектакли, либо съемки и разъезды.
– Испытываете ли Вы ностальгию по местам своего детства?
– Если бы была возможность вернуть один день из детства, то я бы с огромной радостью провела его на танцах в четвертой гимназии Смоленска. И танцевала бы весь день, как раньше говорили, до потери пульса.
– Вам приходилось ради роли изменять внешность до неузнаваемости?
– Меняться приходилось. К примеру, для роли в фильме «Ополченочка» мне обрезали волосы до карэ, покрасили в рыжий цвет и завили кудряшки. И похудела я тогда прилично.
– Есть любимая роль или работа, которой Вы гордитесь?
– Роль Светы в фильме «Ополченочка». Когда я сказала родителям, что вожу машину и танк, мне не поверили. Вы же помните: я трусиха. Это тот самый случай, когда я каждый день преодолевала себя и свои страхи.
Горжусь и рада, что мне посчастливилось сняться в этом фильме.
— Расскажите об этом фильме. Как проходили съемки? Что для Вас было самым сложным?
– Этот фильм – очень важный этап в моей жизни. Основан он на реальных событиях войны на Донбассе. Основная линия – история женского танкового экипажа. Я сыграла одну из трех главных героинь. Света – гонщица, молодая, активная, веселая девчонка. У нее на глазах убивают ее лучшего друга, и она за него идет воевать. Становится механиком-водителем танка.
Съемки длились с мая по октябрь 2018 года. Сниматься было крайне тяжело и морально, и физически. На протяжении почти полугода я находилась в напряжении: страх войны не только по роли, но и в реальности присутствовал постоянно.
Долго потом отойти от съемок не могла: роль оставляет после себя очень мощный след. Ты же все, что написано в сценарии, примеряешь на себя и проживаешь по-настоящему.
Мне многому пришлось научиться на съемках: водить легковую машину, грузовик и танк училась с нуля. Но самое главное — научилась преобразовывать свой страх в энергию, в роль. Ты забываешь о том, что боишься, просто идешь и делаешь.
Я много раз думала, смогла бы я повторить путь своей героини. Не знаю. А может, сила и не в силе вовсе, а в преодолении страхов. Однозначно, в фильме главные герои – сильные духом и честные люди — не только перед другими, но и перед собой.
– Расскажите, пожалуйста, о новых проектах.
– На данный момент я снимаюсь в клипе на песню Романа Разума «Атаман» и помогаю со съемками клипа на песню «Город спит». Мы уже работали в Москве, Воронеже, Ярославле, Санкт-Петербурге, в ближайшее время едем снимать в Крым, затем в Луганск.
– Как часто Вы приезжаете в Ярцево?
– Не так часто, как хотелось бы. Обычно раз в полгода, хотя пандемия внесла свои коррективы. Я два с половиной месяца провела с родителями в Ярцеве, чему очень рада.
– Насколько важна для Вас работа и реализация в ней?
– Работа у меня на первом месте. Это даже не работа, а скорее, образ жизни. Я так живу: постоянно в работе, и мне это очень нравится. Без нее мне кажется, что я прозябаю. В периоды затишья работаю над собой: спорт, книги, семья.
– А своему ребенку Вы порекомендуете эту профессию?
– Я не буду ничего рекомендовать. Я считаю, что он сам решит, чем хочет заниматься в жизни. А если он захочет стать актером, то отговаривать я не буду, просто покажу все минусы и плюсы, а он уж сам пусть выбирает. Это его жизнь.