Велижский район Общество Сельское хозяйство

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем подарит!»

Да, именно эти строки из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» сразу же пришли в голову после встречи с Надеждой Петровной Бесшапошниковой, руководителем СПК «Крутое». И думается, что, прочитав данную статью, наш читатель с этим согласится

Сегодня стало историей то время, когда каждая деревня, каждое село Велижского района было наполнено жизнью – на полях работали трактора, с ферм доносился звук утренней и вечерней дойки, на лугах выпасались стада, звучал детский смех и вечерний разговор о том, сколько гектаров сегодня убрали, сколько молока сдали, сколько сена заготовили… Одним словом, жить на Смоленщине и работать на земле было почетно.

Наше время – это время новой формации, которая не хуже и не лучше, она просто другая. И вот в условиях данной формации сельскохозяйственная отрасль района занимает если не ведущую, то одну из основных позиций.

О том, кто такая Надежда Петровна Бесшапошникова, знают не только в Велижском районе, но и далеко за его пределами. Конечно, прежде всего Надежда Петровна – женщина и уже потом руководитель СПК «Крутое», которая умело ведет хозяйство, работает на результат, прямо и честно разговаривает с людьми, что дорогого стоит.

Как же получилось так, что именно женщина взяла на себя ответственность за судьбу СПК и не только смогла сохранить, удержать на плаву хозяйство, но и приумножить, добиться новых высот?

– Как получилось? А вот так и получилось… После школы сама легко и безболезненно поступила в Московский кооперативный институт, хотя конкурс был серьезный, но я сказала, что поступлю, вот и поступила. Закончила, потом замуж вышла, так и оказалась здесь. Всю свою жизнь отработала в колхозе: и парторгом работала, и экономистом, а вот с 2007 года занимаю должность руководителя. Одна подняла, вырастила, выучила двоих сыновей. Когда погиб муж, старшему сыну было 8 лет, младшему – всего 4 месяца.

Конечно, сейчас все очень непросто, хоть и с трудом, но у нас работа идет, ничего не стоит на месте, все крутится, вертится, но людей катастрофически не хватает. И это, скажу вам честно, не просто проблема, это беда – страшно на самом деле в деревне жить становится. Молодежь работать в колхозе не хочет, а людей старой закалки, на которых можно положиться, становится все меньше и меньше, но мы держимся, стараемся, за что, конечно, я благодарна всем, кто, не жалея себя, без выходных и праздников, а иногда и отпусков, делает свое дело, понимая всю ответственность и передо мной, и друг перед другом.

Конечно, в 2007 году здесь не было и десятой доли того, что есть сейчас… Хозяйство не было в полном упадке, но и гордиться в то же время было нечем. Трактора были старые, на фермах, в мастерских необходим был ремонт. Будучи председателем колхоза, я три месяца ездила на работу на велосипеде, техники не было. Ладно на работу, а выехать в район – проблема, а в область – вообще нерешаемая задача… Но надо было работать, раз взяла на себя эту ответственность.

– Сегодня для работы у нас есть все: более 48 единиц самоходной, прицепной и навесной техники, в том числе 12 новых тракторов. Запчасти тоже есть, если чего-то не хватает, покупаем. Вот, например, сломался трактор, необходимо заменить двигатель – меняем. Была у нас старая заправка, потекла, много топлива потеряли. Что делать? Приобрели новую мини-заправку, вот она на территории мастерских функционирует. Отремонтированы у нас фермы, мастерские. Всю технику мы приобретаем за наличные денежные средства. Да и в принципе за все время моей работы в должности руководителя мы ни разу не брали кредиты, я не сторонница долговых обязательств.

На сегодня в хозяйстве трудятся 38 человек, в 2007 году работали 64 человека. Несмотря на то что людей работает сейчас меньше, производство не сокращаем. Основной вид деятельности – животноводство. Поголовье КРС – 588 голов, в том числе коров – 320, в основном коровы сычевской и швицкой пород. Всего в хозяйстве 11 доярок, доим своих коров круглый год по три раза в день. Именно такой подход я считаю единственно правильным. Молочный комплекс модернизирован, но кормораздатчиков на фермах нет. Конечно, если бы они были нужны, то давно уже купили, но я считаю, что нет ничего лучше человеческих рук. Поэтому все корма на ферму завозятся по мере необходимости и уже там раскладываются по кормушкам. Телочек мы растим для воспроизводства, бычков реализовываем (на мясокомбинат).

Беседа наша продолжалась. И, конечно же, нельзя было не почувствовать твердый характер руководителя СПК «Крутое», твердый, но справедливый…

В игре ее конный не словит,

В беде – не сробеет, – спасет;

Коня на скаку остановит,

В горящую избу– Вот сегодня 23 июля, а у нас полностью заготовлена кормовая база для зимовки животных. Всего скошено около 530 га, заготовлено сена порядка 480 т, сенажа 3 240 т. Заготовили не только для себя, но и на продажу (готовы продать 500 т сенажа и 200 т сена). И это при том, что заготовкой кормов у нас занимаются 8 человек. Конечно, пока все рулоны на полях, т.к. все силы брошены на заготовку кормов, как закончим, так начнем перевозить на площадки для хранения.

Ежедневный надой молока составляет 4800-5110 кг, идем с плюсом по отношению к уровню прошлого года. Молоко сдаем. Каждое утро приезжаю на ферму, определяю жирность молока, которое идет на сдачу (есть на фермах специальное оборудование), в накладную записываю и отпускаю машину. А как иначе? Контролировать сейчас надо все, только так можешь быть уверен в завтрашнем дне.

 войдет!

И вот, казалось бы, есть деревня, живут там люди, которым нужна работа, и работа по факту есть… В чем же дело, почему не хотят работать, не хотят зарабатывать?

– Средняя заработная плата в СПК за 2019 год составила 31 500 руб., есть у нас и «тринадцатая зарплата», причем не одна (ее сумма зависит от того, кто и как работает), предусмотрена материальная помощь к отпуску. Более того, всем, кто работает у нас и держит свое хозяйство, корма для животных даются бесплатно. Летом, когда идет заготовка кормов, людей кормим горячими обедами. Работать можно, главное, чтобы было желание и ответственность. Не могу не сказать о том, что все, кто сегодня работают в СПК «Крутое», люди ответственные, которым ничего не надо объяснять и которых ни о чем не надо просить, они знают и видят работу. Отлично трудятся В.А. Михайлов, С.В. Ананьев, А.Н. Паршков, В.Ф. Бесшапошников, А.Н. Прохоров, А.С. Тарасов, Н.Ф. Терентьева. Коллектив доярок также достойно выполняет свои обязанности.

А вообще, людей отучили работать. Почему не идут в СПК? Потому что работать в сельском хозяйстве непросто, а все ведь хотят «легких» денег. Вот и получается, что люди есть в деревне, а работать некому…

                          Не жалок ей нищий убогий –

                          Вольно ж без работы гулять!

                        Лежит на ней дельности строгой

  И внутренней силы печать.

Несмотря на то что рабочий день Надежды Петровны начинается в шесть утра и заканчивается в девять, а то и одиннадцать вечера, находит она в себе силы и время, чтобы заняться любимым делом – сад и огород для души! Чего там только нет! И овощи, и фрукты, и ягоды, а цветы… – это повод для еще одной статьи! И знаете, везде, везде видна хозяйская рука и любовь к родному дому, к родной земле!

Я не могла больше задерживать Надежду Петровну. Ее телефон и так накалился от входящих вызовов, да и ей пора было ехать. И вот последний вопрос: «Где берете силы? Как все успеваете?»

– Сама не знаю как. Все это – моя жизнь. Я уже прикипела душой, приросла корнями. Да и жалеть о чем-то уже поздно, остается только вспоминать, вспоминать, что сделано, и думать, что делать дальше.

Вот сейчас силы целого мира брошены на борьбу с пандемией. Конечно, это правильно. Но вот у нас в сельском хозяйстве не то что на день, даже на час нельзя остановить работу. Корова – живой организм, который нужно кормить и доить каждый день. Тем и живем.

На этой ноте наш диалог был закончен. Надежда Петровна села в свой автомобиль и уехала, оставляя за собой вихрь дорожной пыли. Уехала сама, одна, без водителей и сопровождающих, решать проблемы сегодняшнего дня, закладывать фундамент успешного завтра. В мастерских своим чередом, как и в ее присутствии, шла работа – приезжали и уезжали трактора, мастера ремонтировали технику. А мне в голову опять пришли строки А. Некрасова, которые я позволила себе перефразировать:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что все их спасенье в труде,

Их труд им несет воздаянье:

Хозяйство не бьется в нужде…

Автор Е. Федорова



Вам также может понравиться