Накануне 21 июня – Дня памяти и скорби мы рассказывали о том, как у братского захоронения в селе Глинка состоялась передача останков бойца Красной Армии Александра Ивановича Рубцова, поднятого глинковскими поисковикам весной 2020 года у деревни Вишняки Глинковского района, на его родину, в Пензинскую область
Мы всегда следим за тем, как проходят такие захоронения с последними почестями героям, погибших за освобождение Глинковского района. Нам хочется поближе познакомиться, хотя и заочно, с родственниками солдат, отдавших жизни за нашу родную землю.
И вот первое сообщение о том, что в июле, в селе Куликовка Тамалинского района Пензенской области, прошла церемония перезахоронения останков бойца Александра Ивановича Рубцова. Как писали пензинские СМИ: «Это событие стало главным за последнее время для многих людей, кто по кровному родству, по совести или по служебным своим обязанностям участвовал в подготовке, организации и проведении данного мероприятия».
Очень эмоционально рассказали об этом поисковики пензинского отряда «Сапсан» на своей страничке в интернете. Хочется, чтоб вы тоже узнали об этом от первого лица. И так цитата: «Обычная поисковая работа – это не экскурсионная поездка и не веселый пикник на природе. Это тяжелая работа. Это не один десяток километров, пройденных по лесам, полям, болотам. Дорог, в привычном для обычного человека представлении, как правило, встречается там очень мало. Заросли те дороги. Но случаются в жизни поисковика такие моменты, когда сердце внутри замирает, или же наоборот, начинает бешено колотиться, (каждый реагирует по-своему). А мысли в голове путаются, перегоняя друг друга. Так тебя накрывает, когда понимаешь: «Нашёл! Вот он, твой боец! Он ждал, когда ты за ним придешь и дождался»..
Также думали и бойцы глинковского отряда «Гвардия» со своим командиром Михаилом Леоновым, когда 27 апреля ими были найдены два бойца РККА. К этому состоянию нельзя привыкнуть. Опытные поисковики народ неэмоциональный. Эмоции с годами они научились скрывать. Да и не нужна здесь спешка и суета, потому что работа еще только начинается. Но усталость куда-то уходит, а время уже не замечаешь. Появляются новые силы, и не важно, сколько ты прошагал и сколько земли перелопатил. Надо поднимать бойца. Про обед уже не вспоминаешь, а в лагерь нужно возвращаться, потому что темнеет в лесу. Но ты готов работать и в темноте.
Никак нельзя пропустить ни одной косточки, ни одного фрагмента, ни одной вещи, пролежавшей все эти годы со своим хозяином. Подъем бойца будет проходить долго, не один час. А в голове у каждого одна мысль и неизмеримое желание: «Найти медальон!» Тогда вероятность узнать имя солдата возрастает в разы. Никому не надо объяснять, что означает радостный возглас «Есть!». Торжественная и радостная для всех твоих товарищей минута! И опять тебя накрывает знакомое состояние, которое ты пытаешься скрыть, всячески себя успокаивая.
Потом ты его испытаешь ещё раз, когда станет ясно, что вкладыш возможно прочитать. А, значит, имя бойца будет установлено. Наверное, так и было, когда смоленским поисковикам из отряда «Гвардия» удалось прочитать один «медальон». Тогда и всплыло из небытия имя нашего земляка Рубцова Александра Ивановича, который был призван в Красную Армию Чембарским военкоматом 13 июня 1941 года из своей деревни Наровчат. Сейчас это Тамалинский район.
Второй медальон, к сожалению, прочитать не удалось. Нашему отряду «Сапсан» пришлось пропустить весеннюю «Вахту». Заморская зараза внесла свои коррективы в наши планы. Но она не стала для нас бесполезной. В самый канун праздника Победы, 7 мая, Михаил Алексеевич Леонов вышел на связь с нашим отрядом, сообщил радостную новость и попросил помочь в поиске родственников Рубцова Александра Ивановича. (Спасибо тебе, «дядя Миша», что друзей не забываешь). Это обычная практика среди поисковиков. На месте, у себя дома, сориентироваться всегда легче. И тут закрутилось-понеслось!
Были задействованы все мыслимые и немыслимые резервы. Куча звонков, электронных писем, работа с различными базами данных, уточнение недостающих деталей, обычная в таких случаях поисковая работа, но впереди была Великая Дата, и очень хотелось сделать бесценный подарок родственникам Героя! Надежда, что у нас в этот раз обязательно получится, не давала спокойно есть, спать, заниматься чем-то другим! У нас получилось.
Восьмого мая в 11 часов удалось связаться по телефону с племянницей Александра Рубцова – Пузаковой Клавдией Григорьевной. И вот опять оно знакомое непередаваемое состояние внутреннего восторга и ощущения своей принадлежности к чему-то по-настоящему великому, далекому от показных трибунных речей с напускной торжественностью и показной скорбью на лицах.
От Клавдии Григорьевны мы узнали, что есть еще и племянник Виктор Иванович. И они, и их дети, и дети их детей с нетерпением будут ждать возвращения своего солдата домой. Потом была поездка в Смоленскую область в Глинковский район, встреча со старыми друзьями из отряда «Гвардия». Они отвезли нас на место гибели нашего земляка, Александра Рубцова, у деревни Вишняки.
Далее – официальная часть, передача останков, личных вещей и необходимых сопроводительных документов. И дорога домой, где на родном для Александра Рубцова погосте должна быть поставлена последняя точка в его судьбе, и он будет покоиться с миром, а его родные смогут приходить к нему, приводить своих детей, заботиться о нем».
И вот оно то, главное волнующее событие, которого так ждали родственники и земляки Александра Рубцова. Бойца похоронили в родном ему селе Куликовка Тамалинского района Пензенской области. В последний путь бойца провожали родственники и земляки, его отпели по всем христианским канонам, траурный марш в этот день играл военный оркестр, а над могилой были даны залпы салюта.
Это событие объединило очень многих людей, а главное оно вернуло память о еще одном герое Великой Отечественной войны – об Александре Ивановиче Рубцове.
№30 от 24.07.2020