
По легенде, придумал походную солдатскую кашу великий полководец Александр Васильевич Суворов, предложивший сварить ее из всего, что было: остатков сала и мяса и крупы – перловки, пшена, гречки и гороха…
Сейчас солдатская каша чаще всего ассоциируется с гречневой, которая является непременным атрибутом праздничных массовых мероприятий в честь Дня Победы: готовится быстро, вкусная, сытная, ароматная. Видимо, поэтому гречка так любима в нашей стране, и поэтому народ сметает ее с прилавков в ожидании очередного неминуемого катаклизма. А где же «растет» гречневая каша?
Сегодня в представлении многих людей, далеких от сельского хозяйства, гречиха является чуть ли не экзотической культурой, возделываемой большей частью где-то на Алтае. А между тем, как подсказывает всезнающий Гугл, гречка использовалась на Смоленщине очень давно. И даже есть гипотеза, что на Русь гречиха попала в 8–9 вв. из Византии по знаменитому пути из «варяг в греки». Самих смолян раньше называли крупенниками (у В.И. Даля есть пословица: «Смоляне – крупенники, мезговники»). А в рапортах времен Отечественной войны 1812 года о содержании военнопленных в Смоленском госпитале в меню значатся, как мы понимаем, самые простые, доступные продукты: хлеб, говядина, гречка, зелень, квас, сало, яйца, мед. Имеется документальное подтверждение, что в 19 веке Смоленская губерния полностью снабжала российскую армию гречневой крупой, которую в России называли одним из первых предметов народного потребления.
Особую славу приобрела манно-гречневая крупа из Смоленской губернии. В 18 веке «крупки смоленские белые мелкие» доставлялись даже к царскому столу. В 1741 году у монахинь Вознесенского монастыря было куплено шесть пудов этих крупок для императорского стола. Управляющий денежными сборами со смоленских государственных крестьян Я. Соловьев в 1855 году писал о так называемой смоленской крупе, приготовляемой из гречи: «От обыкновенной гречневой крупы она отличается тем, что особенна мелка и нежна. По своему достоинству она выше так называемой манной крупы. Помещик Рачинский, который посылал смоленскую крупу для детей английской королевы, получил от нее медаль при особом письме. На лондонской Всемирной выставке смоленская крупа заслужила одобрение знатоков, но не была удостоена никакой награды. Крупа эта издавна выделывается на ручных жерновах пригородными крестьянами. Очень недавно в самом городе Смоленске устроено 4 круподерни, но ручное производство, которым занимаются исключительно женщины, остается во всей своей силе». В 1866 году в губернии уже было 92 круподерни, из них 16 находились в городах и 76 – в уездах.
Конечно, это единичные факты, но все же некоторое представление о роли гречихи в жизни смолян они дают.
Больше миллиона
Спустя сто лет гречка стала дефицитом. Во второй половине 60-х годов прошлого столетия культуру начали возрождать после выступления на пленуме ЦК КПСС в 1965 году Л.И. Брежнева, в связи с ослаблением внимания к крупяным культурам поставившего перед сельским хозяйством новую цель: «Необходимо всемерно стимулировать производство гречихи, а также риса». На полях страны, и Руднянский район не исключение, снова стали сеять гречиху. Но прежних объемов, увы, уже не достигли. Увеличивать площади под гречиху в Смоленской области начали в последнее десятилетие, в 2017 году они составляли более 6 тыс. га.
Гречиха снова вернулась на руднянское поле, в хозяйстве д. Рассвет, руководит которым индивидуальный предприниматель Николай Иванович Озолин (на снимке). Прошлогодний урожай гречихи при урожайности 10–12 ц/га принес хозяйству больше миллиона рублей. Мы попросили Николая Ивановича рассказать об этой культуре и о причинах, побудивших к ее выращиванию.
Как детектив
Впервые с гречихой он познакомился в семь лет. Тогда они вместе с отцом ездили в сад за сливами и заехали на пасеку по соседству с гречишным полем. Наверное, именно это событие во многом подспудно определило и увлечение пчелами, и мечту вырастить гречиху. Но пчелы в его жизни появились все же намного раньше. Николай Иванович вспоминает, как подростком, окончившим 9 классов, он однажды увидел у друга пасеку его отца. Работа пчел его поразила. Видя неподдельный интерес, подростку дали книжку по пчеловодству, которую он прочел как увлекательный детектив, и заболел пчелами окончательно. Кстати, именно из книги он узнал, что одним из лучших растений-медоносов считается гречиха, равно как и пчелы являются лучшими опылителями этой культуры, повышая не только урожай, но и качество семян.
Научил неудачный опыт
Окончив сельскохозяйственную академию, молодой специалист приступил к работе в Руднянском районе. Тогда, в 70–80-е годы всем районам области доводились планы по гречихе. В Кошевичах, где он работал, должны были посеять 20 га. Упросил агронома посеять гречиху возле д. Мышково, рядом со своей пасекой. Из самых лучших побуждений отдали лучшее поле – после кукурузы, с большим количеством органики и минеральных удобрений. Но нетребовательная к почве, неприхотливая гречиха радужных надежд не оправдала. На переудобренной азотом почве вымахала она высоченной, с малым количеством зерна в итоге. И что удивительно, не было характерного запаха, такого привлекательного для пчел. Так что ни зерна, ни меда не получили. Но первый неудачный опыт многому научил. В следующий год гречиху посеяли фактически на бросовой земле, а результат порадовал гораздо больше…
С поля – в котел
Потом снова был перерыв, и к выращиванию культуры Николай Иванович вернулся уже в 90-х в статусе руководителя фермерского хозяйства. Первую продовольственную гречиху он получил в 1996 году, посеяв мешок семян, которые, как и многое в ту пору, пришлось доставать. По словам нашего собеседника, тот год был удачным: собрали хороший урожай. В Смоленске еще работала крупорушка (предприятие по изготовлению крупы – ред.). Несмотря на засоренность гречишного зерна сурепкой, настоящая гречневая крупа получилась. Продавалась она в открытом фермером Озолиным магазинчике, где соседствовала с картошкой, морковкой, свеклой, выращенными в хозяйстве. И 25 килограммов той первой гречки было выделено на солдатскую кашу, которую отведали десятки руднян в День освобождения района. Кстати, о каше. В прежние времена в рационе солдат срочной службы гречка бывала очень редко. Николай Иванович вспоминает, давали ее по большим праздникам, в день присяги, например.
Вырастить и реализовать
Первый успех с гречихой окрылил, появились новые планы. Но, как это часто бывает, у судьбы для нас своя дорога: Николай Иванович попал в аварию, долго восстанавливался, а потом увлекся животноводством…
Года четыре назад он снова вернулся к выращиванию гречихи, с каждым годом увеличивая площади. Нынче ею засеяны около 100 га. Первые семена покупал по 24 руб./кг, потом цена упала до 6–8 руб./кг. На перерабатывающих заводах закупочные цены также могут расти и падать, подверженные волнообразному покупательскому спросу и объему собранного урожая. Но для небольших фермерских хозяйств основной проблемой становится реализация. В настоящее время самые ближайшие крупорушки находятся в Брянске и Орле. Для того чтобы фермеру привезти свой урожай гречихи (по меркам предприятия, это небольшая партия), необходимо оформить пачку сопроводительных документов (естественно, платно), плюс к этому транспортные расходы. Поэтому куда проще, правда и дешевле, продавать зерно посредникам, которые забирают его на месте. По этой причине сварить кашу из собственной крупы пока не получается. Как и все, покупают ее в магазине.
Если пчелы пронюхают…
За несколько лет работы с гречихой Николай Иванович уже изучил ее нрав. У неприхотливой в целом культуры есть все же несколько обязательных для выполнения требований, если вы хотите получить достойный урожай. Едва ли не самое важное – срок посева, формирующий урожайность до 90 %. Гречиха теплолюбива. И поэтому сеять ее нужно, когда минуют возвратные майские заморозки. И, конечно, нужны пчелы. Давно подсчитано, что стоимость части урожая гречихи, получаемого за счет опыления пчелами, выше стоимости самой пчелиной продукции – меда, воска и пр. (с 1 га собирают до 70 кг меда). На опыление 1 га необходимы 1–3 пчелиных семьи. Поэтому уже третий год подряд пчеловод из п. Кардымово привозит свою пасеку на гречишные поля Озолина. А кроме этого, прилетают и свои местные пчелки. Как говорит Николай Иванович, если пчелы пронюхают гречиху, то могут лететь и 3, и 5 километров за сладким нектаром. К примеру, на гречишное поле в Плоском пчелы прилетают из Сташков.
Каким будет будущее гречихи из Рассвета, покажет время. Но уже сам факт ее производства говорит о том, что будущее вполне реально.
№25 от 18.06.2020