В преддверии Всемирного дня музеев и в год 100-летия со дня основания Рославльского историко-художественного музея мы взяли интервью у Майи Ивановны Ивановой. Пятьдесят лет возглавляла она наш городской музей, и в том, что он сегодня является одним из лучших провинциальных музеев Смоленщины, ее безусловная заслуга. Труд Майи Ивановны на музейном поприще отмечен знаками Министерства культуры СССР «За отличную работу» и «За достижения в культуре», памятной медалью «Патриот России», крестом «За увековечение памяти Отечественной войны 1812 г.», званием «Лучший работник культуры Смоленской области». Имена Майи Ивановны и Сергея Сергеевича Ивановых внесены в энциклопедию «России славные сыны и дочери» и в библиографический справочник «Подвижники земли Смоленской».
— Майя Ивановна, давайте немного повспоминаем. Расскажите, с чего и как начинался наш музей? Кто помогал Вам в работе, как собирались экспонаты, строилась экспозиция?
— Музей уже существовал два года, когда мне, молодой учительнице русского языка и литературы, предложили его возглавить. Экспозицию в нем тогда сделал областной музей из предметов и документов, хранившихся в его фондах. Фонд же нашего музея насчитывал всего 300 предметов и легко помещался в одном шкафу. В штате был один сотрудник и один смотритель. Здание отапливалось котельной, работавшей на угле, протекала крыша. Дел навалилось столько, что не хватало часов в сутках, а количество проблем — просто не перечислить! А ведь мне нужно было еще и учиться музейному делу, осваивать его основы, специфику, направления, тенденции.
Большую помощь оказывало нам областное Управление культуры, выделяя для музея что-то из своих фондов. Всегда вникали в музейные дела председатель горисполкома Владимир Петрович Федорченко и заведующая городским финотделом Зинаида Афанасьевна Чугункова. Благодаря им в небогатом бюджете города находились деньги на приобретение для музея чего-то ценного, стоящего. Так были, например, закуплены у родственников купца И.И.Кругликова две работы академика живописи А.Е.Рокачевского, которые и сегодня являются украшением нашего музея. Всегда откликались на наши просьбы директора предприятий города и помогали музею то деньгами, то материалами.
Мы тесно сотрудничали и с Союзом художников, и после каждой выставки кто-то из живописцев или графиков дарил нам свою работу, пополняя наше собрание художественных произведений. Горожане, а особенно бывшие фронтовики, в том числе из частей, освобождавших Рославль в 1943 г., несли в музей фотографии, документы, вещи. Тогда все понимали, что музей – это не просто история города, это его лицо.
— Понятно, что в одиночку никакой руководитель не в состоянии сделать то, что могут энтузиасты-сотрудники. Ведь случайный человек в музее, как правило, не приживается.
— У нас сложился очень творческий коллектив, для которого музей стал вторым домом. Я говорю это без преувеличения, и это не просто слова. Нужно было – оставались после работы, ехали в командировки, выходили работать в выходные дни. И постоянно что-то придумывали, экспериментировали, изобретали, копались в архивах, книгах и документах. И спорили, конечно, но жили удивительно дружно! Мы были как одна семья.
Тогда начала работать в музее выпускница истфака Смоленского пединститута Татьяна Викторовна Будашкова (потом она стала Ероховой). До сих пор трудится в музее выпускница филфака Ленинградского университета Наталья Ивановна Корнеенко. А когда к нам пришел на должность старшего научного сотрудника выпускник Московского университета, историк Владимир Александрович Ерохов, появились новые идеи и главное — возможность поставить музейную работу на научную основу. К сожалению, он рано ушел из жизни, но до сих пор его имя вспоминают в музее тепло и благодарно.
Самое активное участие в жизни музея принимал мой супруг – Почетный гражданин города, известный далеко за пределами Смоленщины краевед Сергей Сергеевич Иванов, а мы, музейщики, тоже помогали ему в создании единственного в России производственного музея на Рославльском вагоноремонтном заводе.
Мы все ездили в экспедиции по самым дальним уголкам района, беседовали со старожилами, привозили оттуда совершенно уникальные вещи прикладного искусства, которые десятилетиями хранились в сундуках и лежали на чердаках. Часть найденного стало основой наших нынешних богатейших коллекций — народного костюма, бытовых вещей разного времени, самоваров.
Да разве все сделанное и всех, с кем сводила судьба, перечислить! Но я помню каждого сотрудника, каждого смотрителя, который вносил в жизнь музея свою лепту. Повторюсь – мы жили единой, творческой, сплоченной семьей, для которой музей был главным делом жизни и целью которой было – сделать музей духовным центром города.
— Если просто перечислять все сделанное Вами и сотрудниками за все годы, не хватит целой газеты! Единственный в России клуб ветеранов сцены «Сохранившие огонь», единственный на Смоленщине литературно-музыкальный зал «Гармония» в здании Казанско-Пятницкой церкви, в которой размещался тогда Выставочный зал и здание которой вы отреставрировали и сохранили, открытие мемориальных досок, единственного в России памятника меценату П.И.Чайковского Надежде Филаретовне фон Мекк, памятника князю Ростиславу. А еще книги, лекции, выставки, экскурсии, тематические мероприятия. Список будет просто бесконечный! Но есть в нем что-то особо дорогое Вашему сердцу?
— Да! У музея в те годы было немало щедрых дарителей. Но я особенно горжусь тем, что с помощью Сергея Сергеевича нам удалось разыскать, списаться и встретиться с бывшим директором музея-квартиры С.Т. Коненкова в Москве Татьяной Георгиевной Роттерт, подарившей музею 54 работы крупнейших советских художников, и с потомками купцов Полозовых, передавших музею 2756 предметов – это мебель XIX в., живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, а также 1125 книг XIX-XX вв. по отечественной истории и искусству. Кстати, с потомками Полозовых музей дружит уже более 40 лет, и не так давно представители уже нового их поколения были у музея в гостях и снова не с пустыми руками.
— После ухода на заслуженный отдых, Вы смотрите на работу музея как бы со стороны?
— Нет, музей был и остается моим любимым детищем, за которое я переживаю и волнуюсь. Я радуюсь, когда музейщикам удается сделать что-то интересное – пригласить новую выставку, открыть новую экспозицию. Но мне не нравится, что иногда от музея требуют делать то, что совершенно не входит в сферу его деятельности. Музейная работа – дело творческое, и загубить ее всякими новомодными «квестами», проходными мероприятиями нетрудно.
Жаль, что мало издается книг, каталогов и брошюр, нет денег на закупку произведений искусства, на командировки в архивы и поездки в экспедиции и другие музеи. Музейщикам сегодня приходится вариться в собственном соку. Еще немного, и мы можем потерять и здание музея, как потеряли в свое время дом Аракина. А если не будет музея, то город останется без своей истории, а значит и без души.
— Вы много работаете сейчас над архивами Сергея Сергеевича Иванова. Недавно закончена новая работа — «Культура в рабочей провинции», на издание которой пока нет средств. Мы от всей души поздравляем Вас с Днем музеев и желаем Вам творческого долголетия! Спасибо за интервью.
№21 от 21.05.2020