Гагаринский район Культура События

Интересно, как бы развивались события дальше, если бы Еве предложили не яблоко, а скрипичный ключ? Адам был бы аккомпаниатором или композитором?

Гагаринская детская музыкальная школа в суете предновогодних хлопот отметила 60 лет, завершив тем самым длинную череду “круглых культурных дат” на родине первого космонавта.

Сразу – цитата. Воспользуемся крохотным кусочком мысли Дины Кирнарской, проректора по творческой и инновационной работе Российской академии музыки имени Гнесиных: “Возражая родителям-прагматикам, мы взываем ко многому: к традициям, которые нехорошо нарушать, к развитию эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости, которые непременно принесет музыка, к отвлечению от мерзких соблазнов улицы и полезному применению свободного времени, и, наконец, к светской привлекательности барышни, играющей на рояле, скрипке или арфе. Даже на гитаре, в конце концов”.

Музыкантом можешь ты не быть, но… Далее фраза вариативна, как Моцарт, Гайдн или Рахманинов. Ключевым становится классика. Именно педагоги музыкальных школ из неумелых пальчиков первоклашек извлекают приемлемые для слуха академические произведения и влюбляют “домисолек” в полифонию и сонаты, вальсы и инструментальные ансамбли – превращают все эти произведения в нескучную классику, вдохновляющую и оживляющую.

И пока существуют музыкальные школы, которые как ни одно иное учреждение дополнительного образования нуждаются в отдельном нацпроекте – из-за дороговизны музыкальных инструментов и специальных концертных залов для учащихся, – в нашей стране будут расти гармонично развитые граждане.

Это из мечты. Гжатск-Гагарин пока держится. Музыкальной школе – 60 лет, в 2015 году ДМШ присвоено имя народного артиста СССР Иосифа Кобзона. Ученики, обученные талантливыми педагогами, половина которых – выпускники этой же школы, покоряют зональные и российские конкурсы. Покидая стены альма-матер, с уверенностью или робостью “ныряют” в океан искусства, добиваясь своего капитанского мостика дирижера или обучая музыке детей, вокалируя или аккомпанируя. Каждый вспоминает свои первые неумелые гаммы и “истязания” родителей и соседей, первый успешно написанный диктант по сольфеджио или умело исполненную партию в хоре или, что еще сложнее, в ансамбле, когда твое фальшивое трезвучие становится ошибкой на двоих.

В ностальгических воспоминаниях, навеянных ретро-фотографиями, возникают любимые лица педагогов, чьи фразы, мудрые советы и поучения впечатаны в твою память или освежают ее, когда “забываешься”. А за 60 лет школой, сменившей не одно артефактное здание, руководили талантливые музыканты. Валентина Васильевна Волкова, Александр Федорович Картузов, Алла Георгиевна Тезикова, Елена Ивановна Княжева. Их нет рядом с нами. Жаль, что с ними ушли отделения скрипки и духовых инструментов, но есть надежда, что это временно.

В году нынешнем на отделениях “Фортепиано”, “Народные инструменты” и “Хоровое пение” Гагаринской ДМШ обучается 154 ученика. Отдельная гордость школы – оркестр русских народных инструментов, хор учащихся и вокальный ансамбль “Радуга”.

И больше для них на сцену выходили гости и выпускники и, по случаю 60-летия своего второго дома, признавались своим педагогам в любви и проявляли ту самую эмоциональную отзывчивость.

Анатолий Щура: “Город – это если есть оркестр”

“Гжатскому вестнику” повезло. Приехав на торжество, кое-кто из выпускников скромно наведался в музыкальную школу и ощутил ее незабываемый фонтанирующий настрой и расположение. Ведь здесь слушают всех – талантливых и начинающих, кто, почти не касаясь клавиш, дарит нам волшебную музыку Чайковского, и тех, кто пока дальше “Во поле березка…” не сдвинулся.

Неужели мы тут что-то “ковыряли”? Непременно! А рояль терпел, баян вздыхал, скрипка надрывно сипела, а домра и балалайка теряли свою природную жизнерадостность.

В ту пору, когда деревья были большими, гжатский мальчишка Толя Щура тоже пошел в музыкальную школу, находившуюся в стареньком здании. Причем записал себя в “музыкалку” сам. Назло соседнему мальчику, который “неумелой рукой выбирал из баяна разные звуки, они его не слушались, но все равно складывалась мелодия”.

“Не справиться с баяном? Да не может такого быть!” (Несомненно, русские – движители всего неизведанного!) Юрий Михайлович Сташков не только обучил игре на баяне – он вдохнул в Толю смысл и философию жизни. Параллельно мальчик освоил ударные инструменты и гитару, играл в школьном ансамбле “битлов” и “зепеллина”.

А потом последовало Смоленское музыкальное училище. Собственно здесь Анатолий Щура понял, что без музыки ему не жить. Без профессиональной музыки – с ее безупречностью и таинственностью, наслаждением и погружением “до пят”.

Время летит быстро. 25 лет Анатолий Щура дирижирует Нарвским городским симфоническим оркестром (это в Эстонии), вместе они организуют музыкальные фестивали и участвуют в российских проектах. Творческий рост и совершенствование, подвижничество от слова «подвиг» обрели оба — оркестр и Щура. Нарвский симфонический оркестр настойчиво пропагандирует, вовлекает своих слушателей, зрителей в мировое музыкальное наследие прошлого.

К тому же Анатолий Щура пишет сам: например, в канун 200-летия со дня рождения Пушкина у дирижера возник творческий замысел соединить текст “Метели” Александра Сергеевича с музыкальными иллюстрациями Свиридова – незаслуженно забытого композитора. Проект получил невероятно успешную сценическую судьбу и выдержал более 20 представлений.

А в 1996 году Нарвский оркестр инициирует первый в Эстонии детский конкурс инструментального концерта. В Нарве это событие особой важности: как считают эксперты в отрасли культуры, город здоров, если предоставляет юным музыкантам шанс играть с симфоническим оркестром.

Анатолий Щура на торжество по случаю 60-летия своей музыкальной школы приехал специально – поблагодарить за свою судьбу, умение играть музыку и творить.



Вам также может понравиться