В этом году новый детский сад «Солнышко», краса и гордость района, отметил пятый юбилейный год своего воспитательного функционала. Но самое главное, что в новые стены были принесены основополагающие принципы развития ребенка, основанные на доброте, любви, уважении, стремлении познания, сформировавшиеся в старом детском саду. И принесли это разумное, вечное ветераны воспитательного дела, взрастившие десятки поколений. Одна из таких профессионалов — Светлана Ивановна Мурыгина. Кто – нибудь, когда – нибудь, слышал о ней хоть словечко с негативным оттенком?
Повезло Светлане Каплуновой. Ну, например, с родителями. Отец и мама — люди самой гуманной профессии — ветеринарные врачи. Сам смысл их профессиональной жизни — оказывать помощь. Всегда и везде. В советское время учили основательно, потому что масштабы того производственного процесса требовали специалистов самого высокого образца. Плохие просто не вписывались в это созидательное движение страны. Каплуновы были отличными ветврачами. Об этом скажет каждый, кому довелось знать этих замечательных людей. Но родители лишь передали дочери свои качественные гены, а воспитанием и образованием занимался дедушка Андрей Денисович Моисеенков, инвалид войны, учитель Пусто — Будянской школы, и, конечно, бабушка. Она, правда, больше по хозяйской материнской линии.
Одним словом — повезло, в том числе и завоевать путевку во всероссийский пионерский лагерь «Артек». Это было высшим признанием каких — либо особых талантов ребенка, ибо в Артек ехали со всей страны самые из самых. И, несомненно, этот короткий, но ярчайший эпизод жизни Светланы в элитном детском коллективе оставил свои положительные следы. Девочка вот с таким наследственным багажом, укрепленным знаниями школы и народными университетами, решила идти в педагоги. Причем без сомнений в правильности выбора. Решение было настолько осознанно сформированным в голове Светланы, что даже никто и не пытался внести что- либо другое в ее выбор будущего.
— Причем я не видела себя в классе в качестве учителя, — вспоминает те далекие годы Светлана Ивановна. — Просто знала, что должна получить достойное образование.
Все решилось как — то само собой. На практику попросились с подружкой в свой район. И тут повезло, встретились с Валентиной Васильевной Романовой, заведующей детсадом «Солнышко». Он тогда был один на весь поселок.
— Приходите, девчонки, очень вас не хватает в нашем садике, — в своей шутливой манере пригласила Валентина Васильевна без пяти минут педагогов на работу в свое подшефное заведение.
Быстро пролетело время производственной практики, и, подписывая отчет о первом самостоятельном прикладном опыте работы девчонок, заведующая намекнула, что хотела бы видеть их в своем учреждении в качестве воспитателей. Вот тогда все и сложилось, все стало на свои места в поисках и выборе жизненного пути. Работа с детьми настолько запала в душу, что ни о чем другом просто и думать не хотелось.
И вот уже, с пахнущим типографскими красками дипломом об образовании, пришла в первую свою группу, насчитывающую 36 удивительных милых очаровательных деток. Не было ни страха, ни разочарования, ни сомнения в том, что такой груз ответственности и заботы может оказаться не по силам. Глаза боятся, а руки делают, говорят в таком случае. И делали руки, и голова работала четко. Она сразу поняла — это ее, — это то, что ей нужно, то, о чем она мечтала.
Бытует мнение, что ребенка нельзя обмануть, каким — то особым подсознательным образом чувствует малыш исходящие от взрослых любовь или напротив — неприязнь. Дети новую воспитательницу полюбили с первой встречи, и оказалось, как те из первой группы, так и все последующие, они не обманулись в адресате выражения своей детской привязанности Светлане Ивановне. Наверное, опять везение, в том, что ей попадались только самые лучшие ершичские ребятишки и девчонки.
Нелегко, конечно, было. Пусть не все 36 числящихся в группе приходили одномоментно в садик, но три десятка детей, как правило, ежедневно посещали дошкольное учреждение. А ведь с детьми гораздо труднее, чем со взрослыми. Причем, каждый ребенок по — своему уникален, со своим характером и нравом, с еще не сформировавшейся психикой и совершенно не приспособленный к самостоятельности. Всему этому воспитатель и должен научить детей. В том числе и говорить. Детский дефицит речи — явление настолько распространенное, что логопед в садике — как само собой разумеющееся. Но учитель становления речи занимается с ребенком лишь в рамках отведенного урока, а воспитатель — весь день. Научить держать ложку, провести первую ровную линию на листке бумаги, надеть штанишки и все – все, без чего нельзя выпустить ребенка в самостоятельную (относительно) жизнь, должен дать воспитатель. В том числе и самое главное — заложить в его еще чистый, как лист бумаги, ум навыки того самого человека разумного, познакомить с элементарными правилами общежития.
Говорят, что труд учителя самый сложный. Может быть, хотя педагог даже начальных классов принимает ребят, уже умеющих читать и писать. А Светлана Ивановна начинает образовательно — воспитательный процесс с самого что ни на есть начала, с белого листа, перед которым даже маститые поэты, бывает, становятся в ступор. И она должна вырастить из малыша школьника. И она это делает весьма успешно уже на протяжении 39 лет.
Те детки, которых воспитывала Мурыгина еще в старом «Солнышке», водят в новый садик уже своих деток. И, бывает, останавливаются на несколько минут, чтобы поговорить со своим бывшим воспитателем о проблемах или успехах своих детей. Светлана Ивановна — добрейшей души человек. Люди просто тянутся к ней, если не за советом, то ради доброго, ободряющего слова, которое всегда найдется у нее для любого человека.
Мурыгина в садике не только генератор идей и автор многих проектов, но и самый первый и активный проводник их в реальное существование. Об уголке старины, созданном руками Светланы Ивановны, рассказать невозможно — это надо видеть. Например, детишки не знают, что качалка и ребристая доска когда — то использовалась для глажки белья, а на большом деревянном колесе со спицами (прялка) изготавливали нити для вязания вещей.
— А с каким удовольствием дети, особенно девочки, качают колыбельку, — улыбается Светлана Ивановна, — когда я им рассказываю о предназначении этого предмета. Посещение уголка старины — любимый урок для детей.
Каждый предмет, а их в этом минимузее, наверное, около сотни, воспитатель нашла, принесла и разместила, превратив в экспозицию своими руками и по своей личной инициативе. Выставка детских поделок тоже своеобразная галерея искусства детского творчества. И можно представить, как приостанавливаются родители, проходя мимо, чтобы в который раз взглянуть на творение рук своего дитяти.
Проведение старинных русских праздников в несколько обновленной интерпретации — тоже идея Светланы Ивановны, ставшая уже традицией. Колядки, рождественские посиделки, Покров и все прочие праздники, которые отмечали наши предки на Руси великой, сейчас отмечаются в «Солнышке». Мы, наши дети и будущие поколения должны знать нашу историю, чтить традиции предков. Это, наверное, и есть то великое, что мы называем словом — патриотизм.
Повезло Светлане Ивановне с коллегами. Все, с кем сводила трудовая судьба ее — люди уважаемые и почитаемые. Соседи по улице знают семью Мурыгиных только с положительной стороны. Светлана Ивановна с Владимиром Федоровичем воспитали двоих сыновей, дали им достойное образование и умение встраиваться в жизнь, находить там свое место и достойно нести свою фамилию. Опять повезло!
Все — таки, наверное, скорее не Светлане Ивановне повезло с нами, а нам с ней, потому, что такой светлый, удивительный человек самим своим существованием украшает все вокруг себя, а людей делает лучше и добрее.
Автор В Панюшенко