Велижский район Общество События

С каждым годом все дальше в прошлое уходят исторические события, меркнут образы, стираются грани. Бег времени нельзя остановить. Ветеранов войны, тружеников тыла, вдов среди нас живущих – единицы. Тем ценнее становится все то, что уже написано о тех суровых и героических днях, о тех людях, и особенно воспоминания непосредственных участников и очевидцев

В октябре Вера Тимофеевна Соболева, участник войны, ветеран труда, многодетная мать, одна из старейших жительниц деревни Селезни, отметила свой 90-й День рождения.

В этот день по сложившейся доброй традиции с 90-летним юбилеем виновницу торжества пришла поздравить Л.Д. Падеко, главный специалист отдела социальной защиты населения в Руднянском районе в Велижском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию, которая зачитала приветственное письмо от Президента РФ В.В. Путина и вручила подарок. В.П. Новикова, глава Селезневского сельского поселения, тепло поздравила Веру Тимофеевну, пожелала крепкого здоровья, долголетия, любви, заботы близких людей и также преподнесла памятный подарок. Своим выступлением порадовал юбиляра вокальный ансамбль «Радуница», исполнивший ее любимые песни, которые с большим удовольствием подпевала именинница.

В 90 лет юбилярша сохранила удивительную ясность ума и жизнелюбие. Она в мельчайших подробностях помнит детские годы, когда шло раскулачивание и создание колхозов, военное лихолетье, свою длинную нелегкую послевоенную трудовую биографию…

Вера Тимофеевна Соболева, в девичестве Тимофеева, родилась в обыкновенной крестьянской семье «об Покрове», т.е. накануне православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 1929 года в деревне Лощина Крестовской волости Великолукского округа Западной области, центром которой был город Смоленск. Вера была вторым ребенком в многодетной семье. В то далекое время фамилия ребенку давалась по имени отца или деда. Вере дали фамилию по имени отца – Тимофеева, а брат взял фамилию по имени деда – Сидоров.

В школу Вера ходила за полтора километра от дома в деревню Глазомичи, которая являлась центральной усадьбой. В 1-й класс тогда принимали с 8 лет, и в мае 1941 года она окончила 4 класса.

О том, что войска фашистской Германии без объявления войны вторглись на территорию Советского Союза, Вера узнала из репродуктора, установленного на доме учителя, когда после обеденной дойки вместе с односельчанами выгоняла корову на выпас. Что тут поднялось! Крики, слезы, плач… В эту же ночь забрали всех деревенских мужиков призывного возраста, остались старики, ребятишки да бабы. Тимофея Сидоровича, отца Веры, на фронт не взяли, так как ему уже шел 64-й год. Из 8-9 мужчин, ушедших на войну, вернулся только один – Василий Воробьев.

Вот как вспоминает о том периоде Вера Тимофеевна: «Дорога на Велиж проходила недалеко от деревни, и первых немцев мы увидели в середине июля. Колонны мотоциклистов, машин и бронетранспортеров шли нескончаемым потоком. Немецкие военные части не останавливались на ночлег в деревне, а располагались на полях или в кустах. Чаще «заглядывали» в Лощины днем или под вечер. Пробегут с котелочком по домам: «Матка, млеко». Некоторые из них давали какой-нибудь гостинец, а кто-то – немецкую монетку. Чистокровные»немцы и поляки были благородными, а вот финны отличались своею жестокостью. Рядом с нашей хаткой стоял хороший дом, в котором находился немецкий штаб. Адъютантом при командире служил молодой финн. Он без зазрения совести забирал у населения яйца, отстреливал кур. Женщины пожаловались на него, и вскоре этого наглого финна не стало в нашей деревне.

Многие простые солдаты вермахта своим поведением показывали, что они не хотят воевать, что закинули бы эту винтовку и домой, потому что там их ждут «фрау» и «киндер».

«Под немцами» мы были недолго. При молниеносном наступлении советских войск зимой 1942 года наше командование приказало жителям Лощин эвакуироваться в соседнюю деревню, что находилась за лесом. Уже через неделю Лощины освободили, и мы пришли домой».

В конце войны, после лечения в госпитале, в соседнюю деревню Марфелево вернулся Владимир Соболев, красивый бравый сержант, командир расчета пушки. В тяжелом бою при освобождении города Кенигсберга (Калининград) был он ранен в руку. На одной из вечеринок приглянулась молодому парню симпатичная дивчина Вера Тимофеева. И хотя была одета в скромное ситцевое платье, в лаптях, среди девушек она выделялась своим задорным видом, веселостью, звонким красивым голосом, а уж в танце ей не было равных.

 В 1948 году родилась новая семья Соболевых. Отремонтировали бабушкин дом в Лощинах и переехали в него. Свекровь дала телочку, родители Веры выделили двух овечек, трех курочек. Жили дружно, что называется, «душа в душу».

Для любой женщины испытать чувство материнства – счастье. Для Веры Тимофеевны это счастье умножилось втрое. В 1949 году родилась Нэлля, через четыре года на свет появилась Галина, а через 10 лет после второй дочери – сын Александр, продолжатель фамилии. Несмотря на занятость в колхозе, Вера Тимофеевна с мужем находили время для воспитания детей. С раннего возраста родители прививали им трудовые навыки, приучали любить землю, бережно относиться к природе. Вместе вырастили трех замечательных детей. Владимир Иванович был добросовестным, ответственным работником, строгим, но заботливым отцом. Но женское счастье оказалось не таким долгим, как хотелось бы, в возрасте 56 лет ушел из жизни супруг.

На вопрос о том, как моя собеседница оказалась на селезневской земле, Вера Тимофеевна поведала следующее: «После смерти мужа я осталась одна. Дети разъехались кто куда. Мой родной брат предложил переехать к нему в деревню Кресты. Я так и сделала, продав свой дом в Лощинах. В Крестах устроилась на хлебопекарню, где 8 лет пекла хлеб. В 1990 году умер брат. На семейном совете дети решили, что мне будет лучше жить у старшей дочери Нэлли. В Селезнях приобрели квартиру в двухквартирном доме, где я и обосновалась. Но случился пожар, и я осталась без крыши над головой. Как вдова участника Великой Отечественной войны, я от государства получила сертификат на приобретение жилья.

С 12 лет работала в колхозе куда пошлют, – продолжает Вера Тимофеевна, – на прополку, на сено, на копку… Я и с пилой, и с серпом, и с топором… После войны на быках пахали, вручную приходилось сеять, жать, веять зерно, вязать снопы, скирдовать сено… Во время жатвы на комбайне солому «оборачивала» в копнитель, в весеннюю страду ездила на сеялке, засыпая в нее зерно из мешков. Стою на сеялке и во весь голос песни пою! Красота-а-а!

 Общий стаж моей трудовой деятельности – 46 лет. Благодарностями и Почетными грамотами, денежными премиями и подарками награждалась неоднократно. Любила я работать! До сих пор пашу на своем огороде картошку, сажаю разные овощи на грядках. Переживаю, если земля пустует. Боюсь и не представляю себе, как я без этого останусь!»

Воспоминаний у этой матери-труженицы много. Да разве можно забыть все, что прошло через ее сердце, через страдания, голод и холод. Дожив до почтенного возраста, эта удивительная женщина остается бесконечно светлым, добрым и позитивным человеком, сохранившим живой интерес и любовь к жизни. С годами она не теряет бодрости духа, живет в курсе событий страны и района и остается удивительной собеседницей с феноменальной острой памятью, хорошим чувством юмора. Вера Тимофеевна очень терпеливая женщина. Хоть и болеет, но не каждому в этом признается. Просто терпит и все. И всегда радуется, когда в дом приезжают и приходят дети, внуки, правнуки, а у нее восемь внуков, восемь правнуков и четверо праправнуков! Если бы все родственники смогли приехать на юбилей, то гостеприимной хлебосольной хозяйке стол надо было бы накрывать на 32 персоны.

Мудрый возраст – девяносто лет

Наступил внезапно, неожиданно.

Но не стоит огорчаться, нет,

Книга жизни вовсе не прочитана.

Пусть Вам на долгие года

Дарит мир огромный только лучшее!

Пусть живут в душе Вашей всегда

Доброта, любовь, великодушие!



Вам также может понравиться