История Общество Сафоновский район

Птицин Степан Васильевич. Красноармеец __.__.1903 Челябинская обл., Шадринский р-н, дер. Мельниково. Место службы: 88 стрелковая дивизия. Донесение о потерях. Убит 08.06.1943 Смоленская обл., Сафоновский р-н, Клемятинский с/с, д. Клемятино, северо-восточнее, 400 м, дивизионное кладбище

Эти скупые строки, размещенные на интернет-портале «Память народа», подвигли внучку красноармейца Людмилу Марфину (Птицину) из Майкопа, столицы Республики Адыгея, преодолеть 1700 км, чтобы навестить могилу дедушки. Свое путешествие Людмила Анатольевна предварила письмом в адрес «Сафоновской правды» с просьбой информационного сопровождения ее визита и подготовки газетного материала для назидания потомкам: память о защитниках Отечества должна жить.

– Долгое время о дедушке мы с родственниками знали очень мало, – рассказала Людмила Анатольевна уже в редакции за чашкой чая. – Он был призван в ряды Красной Армии в первые дни  войны.  Ему   на тот момент было сорок лет. Дома остались жена и дети: два сына и дочь. В 1943-м семья получила «похоронку». В ней сообщалось, что рядовой Птицин похоронен на территории Смоленской области. Примерно три года назад сведения о погибших стали рассекречивать. Благодаря порталу удалось узнать место его захоронения. Однако и эти данные оказались неточными.

– Я обратилась к другу семьи Юрию Леонидовичу Колесову, который работает в военном комиссариате Республики Адыгея, с просьбой уточнить информацию, – продолжила повествование Людмила. – Он связался с помощником военного комиссара Смоленской области Игорем Юрьевичем Титовым и выяснил, что останки воинов из деревни Клемятино в 50-е годы были перенесены в братскую могилу деревни Николо-Погорелое.

Горячее желание навестить место упокоения солдата Победы помогло Людмиле Анатольевне связаться с Главой сельского поселения Галиной Ивановной Исаковой. И какой же трепет возник в ее душе, когда на том конце провода раздалось: «Да, я слушаю». Объяснив ситуацию, Людмила попросила Галину Ивановну удостовериться в том, что фамилия ее деда действительно находится на мемориальной стене. Получив утвердительный ответ, твердо решила: надо ехать! Родные из Москвы, Краснодарского края, Челябинской области поддержали идею. А единственная из оставшихся в живых детей Степана Васильевича, его 83-летняя дочь Мария Степановна Короткова (Птицина), разволновалась больше всех. Она со старшим сыном Владимиром и внуком Сергеем тоже хотела приехать, но обстоятельства не позволили.

– В братской могиле д.Николо-Погорелое покоятся около шестисот воинов, – рассказал о подробностях военных действий той поры командир поискового отряда «Боевое братство» Александр Герасенков, которого мы пригласили в редакцию на встречу с Л.А. Марфиной. – В 1941 году здесь проходили кровопролитные бои. А в 1943-м каждую пядь родной земли приходилось отвоевывать ценой огромных потерь. От Демидова до Спас-Деменска немцы установили тройную линию обороны. Они буквально вгрызлись в смоленскую землю, закрепившись на водных преградах Днепра и Вопца. Готовясь к освободительной операции «Суворов», наши войска прощупывали силы противника, совершая локальные прорывы и вылазки за «языками». Вероятно, в одной из таких стычек и погиб Степан Васильевич в июне 43-го. В небольшом леске за деревней Клемятино, где он первоначально был захоронен, находились тылы дивизии и госпиталь. Это место до сих пор можно определить по березовой рощице. Красноармеец не дожил до наступления Красной армии ровно два месяца – оно началось 7 августа. Именно 88-я стрелковая дивизия прорвала своими силами оборону противника севернее Сафонова. Каждый день совершались подвиги, заслуживавшие звания Героя Советского Союза. Особенно кровопролитные сражения проходили возле деревни Рыбки, где до сих пор находят бойцов. В ее окрестностях есть поле, которое местные жители называют костяным – трактора до сих пор выпахивают из земли останки. И таких мест на Смоленщине очень много. Недаром первый поисковый отряд был создан именно в нашем крае. 31 августа ценой неимоверных потерь Сафоново было освобождено. 25 сентября фашистскую нечисть выгнали   из Смоленска.

Возле памятника Неизвестному солдату в Николо-Погорелом нас уже встречала Галина Ивановна Исакова и председатель местного отделения Союза ветеранов боевых действий Валентин Кириллович Черкасов. Небо затянулось хмурыми облаками, холодный ветер заставлял зябко кутаться в куртки. Среди сотен имен Людмила Анатольевна каким-то образом сразу нашла родную фамилию. А когда дрожащими от волнения руками дотронулась до выпуклых букв и прошептала «Здравствуй, дедушка», сквозь тучи выглянуло ослепительно-яркое солнце – словно сам Степан Васильевич улыбнулся внучке.

Галина Ивановна рассказала, что деревне Николо-Погорелое более пятисот лет. Когда-то здесь находилась усадьба Ивана Сидоровича Барышникова – предводителя смоленского дворянства, красивейшая церковь, мавзолей. Кроме того, славу деревне принес русский учёный и публицист-народник, агрохимик Александр Николаевич Энгельгардт.

Возле братской могилы находится памятный знак земляку, Герою Советского Союза летчику Сергею Васильевичу Милашенкову, направившему горящий штурмовик на скопление войск противника.

– На мемориал очень часто приезжают родные тех, кто нашел здесь место упокоения, – отметила Галина Ивановна. – Особенно много гостей бывает накануне Дня Победы. Видите имя: сержант Григорий Иванович Кац? В прошлом году почтить память воина приезжала его родная сестра из Израиля.

Здесь же, на кладбище, мы встретили местную жительницу Галину Никифоровну Хомякову. Недавно под Санкт-Петербургом поисковики нашли медальон ее деда – еще одно подтверждение тому, что на Смоленщине нет ни одной семьи, не задетой войной.

Возле школы находится памятник   с    бронзовым бюстом учительнице-партизанке Екатерине Петровне Марченковой, погибшей в 1942  году. В школе дорожат   памятью  о героях военных лет. О патриотическом воспитании рассказал В.К. Черкасов. В школьном музее преподаватель русского языка и литературы Татьяна Николаевна Орехова познакомила гостью с предметами быта местных крестьян, а также находками времен Великой Отечественной войны: солдатским котелком, оружием, гимнастеркой, прообразом бронежилета – стальной пластиной, которую надевали на левую сторону груди. Может быть, с одним из автоматов, которые сейчас выставлены в экспозиции, и погиб красноармеец Птицин…

– Меня потрясла история освобождения Смоленской области, – поделилась впечатлениями о поездке Людмила Марфина. – У меня двое детей: сыну 15, а дочери 25. Я стараюсь воспитывать в них чувство пат-риотизма, чтобы они не забывали историю. Ежегодно с портретом другого деда, Алексея Яковлевича Масанова, вернувшегося с войны орденоносцем, мы шествуем в колонне Бессмертного полка. Пусть благодаря моей поездке в Смоленский край связь поколений станет крепче, и в нашем роду появится новая семейная история. Может быть, удастся восстановить фотографию Степана Васильевича, и уже два родственника плечом к плечу 9 Мая пройдут в строю. Спасибо огромное Галине Ивановне, Валентину Кирилловичу и Татьяне Николаевне за отзывчивость и теплый прием. Такое впечатление, что мы знакомы уже много лет. Низкий поклон вам, смоляне, за то, что уважаете и храните память о предках, сложивших голову за родную землю. Отдельная благодарность моим, не побоюсь этого слова, ЗЕМЛЯКАМ из Николо-Погорелого за то, что содержат в порядке и чистоте братскую могилу. Я точно знаю, что когда-нибудь приеду сюда снова и уже вместе с детьми – историю надо знать, а героев чтить.

Через несколько дней на редакционную почту от Людмилы Анатольевны пришло новое письмо: «Уважаемая Татьяна Петровна, еще раз спасибо Вам большое за организацию моего путешествия. Второй день просматриваю фотографии, отправила родне. Даже не ожидала, что будет такой резонанс. Храни вас всех Господь. Ваша Людмила».


 


Вам также может понравиться