Из письма Сергея Герасимова: “Здесь я пробуду до сентября и всё время буду дома. Поездов между Гжатском и Можайском много. У меня можно устроиться переночевать. Вот тогда мы с Вами поговорим и побродим в окрестностях…”
9 августа состоялась долгожданная поездка в Можайск “в гости” к выдающемуся русскому художнику Сергею Васильевичу Герасимову. Она стала очередным этапом работы над проектной выставкой “Я в глубь веков с волнением смотрю…” национального проекта “Культура” (программа “Творческие люди”).
Особое место на выставке в разделе “Творческая интеллигенция” займут материалы о Михаиле Петровиче Жукове – гжатском художнике, выходце из купеческой среды. Благодаря партнёрским отношениям с Можайским историко-краеведческим музеем и заведующей домом-музеем С.В. Герасимова Татьяной Владимировной Тарасовой, стало возможным получить ответы на интересующие нас долгое время вопросы, касающиеся многолетней дружбы талантливых художников – Сергея Герасимова и Михаила Жукова, жизнь которых сложилась по-разному.
Ещё есть в России заповедные уголки, где господствует первозданная тишина, где душа наполняется радостными эмоциями от созерцания свидетельств прежней жизни их бывших обитателей. Такое место есть и в Можайске – это дом-музей Сергея Васильевича Герасимова. Здесь он находил многие сюжеты для своих работ. Построенный художником дом как будто бы “притаился” в низине на берегу Москва-реки у древних стен Лужецкого монастыря. Из широких окон мастерской и сегодня виден блеск соборных глав, контрастирующих ритмам нашего времени. Оригинальное деревянное здание – одно из образцов сельской застройки первой четверти ХХ века. “Скрипучий” дощатый пол, до сих пор хранящие запах бревенчатые стены, крутая лестница, ведущая на мезонин – в мастерскую художника, помнят своих прежних хозяев.
Именно сюда в 1928 году уже известный художник Сергей Герасимов пригласил своего сокурсника по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Михаила Жукова. В одном из писем он вспоминает безмятежные годы юности:
“Дорогой Михаил Петрович. Я был чрезвычайно тронут, когда получил от Вас письмо. Оно напомнило мне дорогое время молодости, надежд и счастья. Мне очень захотелось Вас увидеть… Вышла ужасно досадная вещь – я не застал Вас дома, но я с большим удовольствием осмотрел Ваши вещи и фото господина Коровина, которого у меня нет… Приезжайте (непременно) ко мне в Можайск. Здесь я пробуду до сентября и всё время буду дома. Поездов между Гжатском и Можайском много. У меня можно устроиться переночевать. Вот тогда мы с Вами поговорим и побродим в окрестностях. Буду очень рад…”
Михаил Петрович, по всей видимости, принял приглашение Герасимова, и встреча двух учеников блистательного Константина Коровина состоялась. Можно представить себе, как они подолгу бродили вдоль реки у монастырских стен, вспоминали годы учёбы, делились творческими планами. Это было время формирования новых направлений в живописи. Перед ними стоял непростой выбор: оставаться ли в русле “коровинской школы” или следовать требованиям, диктуемым жизнью.
Незадолго до их встречи, 5 августа 1928 года, в Гжатске прошла художественная выставка. Среди выставлявшихся, кроме Жукова, были его сокурсники по училищу, хорошо известные и Сергею Васильевичу – Леонид Сырнев и Дмитрий Федотов, о которых тот упоминал в своём письме. Михаил Петрович поделился с товарищем своими впечатлениями о работах, представленных в Гжатске. Он критически отнёсся к отбору картин. Те из них, которые он считал лучшими, включая собственные работы, не попали в число представленных.
… Нам не хотелось покидать дом, хранящий историю нескольких поколений живописцев (сын Сергея Васильевича – Леонид тоже был художником). Нас долго не отпускали взгляды, обращённые с портретов. Образы современников Герасимова, исполненные мастером в разные годы, как живые смотрели нам вслед из далёкого прошлого. Завораживающие пейзажи, “подсмотренные” неподалёку, а также ни с чем не сравнимые виды Венеции и Неаполя, регулярных парков Версаля, “погружали” нас в то время, когда Сергей Васильевич создавал свои полотна.