
Предисловие…
Смоленская земля богата памятниками истории и археологии. Многие из них, такие как Гнездовские курганы, получили мировую известность. Велижский же район долгое время находился в тени, и, возможно, не все велижане знают, что в течение 50 лет на его территории работает Северо-Западная археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.
Этот район, достаточно удаленный от государствообразующих центров Руси – Новгорода и Киева, жил обособленно и не играл заметной роли в сложении Древнерусского государства. (Насонов, 1951).
Однако начиная с XI века, а особенно в XVI, XVIII веках, он занимает в истории России значительное место. Через междуречье Ловати и Западной Двины во все времена осуществлялись политические, этнические и культурные связи между Прибалтикой и Верхним Поволжьем, между Поднепровьем и Поволжьем.
Среди историков и археологов изучением истории края занимались ученые А.М. Сементовский (1864), А.П. Сапунов (1893), Е.Р. Романов (1898), В.Н. Эдинг, В.М. Гольмстейн, Я.В. Станкевич (1959). Именно Е.Р. Романов впервые опубликовал данные о находках курганов около д. Рудня.
Среди Смоленских историков изучением Велижского района занимался профессор Е.А. Шмидт, который и рассказал А.М. Микляеву о находке орудий из камня и кости в долине р. Сертейки близ деревни Рудня Велижского района. В 1967 году начальник Невельской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа А.М. Микляев и усвятский краевед А.Т. Смирнов были приглашены велижским корреспондентом Н.Т. Ворожбитовым для осмотра торфяников в русле р. Сертейки.
В 1968 году экспедиция начала разведку в окрестностях д. Рудня. Принимал участие в ее работе и велижский историк М.Ф. Карповский, инженер-мелиоратор И.И. Силантьев и учитель А.А. Домодыко.
В 1970 году Невельская экспедиция была переименована в Северо-Западную. Возглавил ее А.М. Микляев, а с 1994 г. по настоящее время ее возглавляет А.Н. Мазуркевич, ученик А.М. Микляева.
Факты истории…
В Велижском районе археологи обнаружили памятники позднего палеолита, стоянки раннего неолита, многослойные поселения среднего и позднего неолита, стоянки начального железного века, мастерские по добыче железа и его переработке, изготовлению керамики раннего железного века, селища и городища культуры длинных курганов.
Наш край 8 тыс. лет назад представлял собой покрытую лесами территорию со множеством рек и озер. Эти места привлекали к себе охотников, рыболовов, собирателей, которые селились в озерных котловинах, образующих как бы «гнезда», удаленные друг от друга и связанные реками. Человек был зависим от воды в водоемах, а та, в свою очередь, от осадков: много осадков – водоемы наполнены, жизнь на одном уровне; мало – люди спускаются ближе к воде. Озера заболачивались и превращались в торфяники, которые стали «хранителями» археологических памятников.
Наиболее информативным источником для изучения эпох неолита – начала железного века является керамика, т.к. она подвержена изменениям, порождаемым стремлением человека к совершенствованию и отражению этнической идентификации. Исследования археологов позволяют сделать вывод, что развитие материальной культуры Двинско-Ловатского междуречья шло непрерывно.
День сегодняшний…
Как мы уже упомянули ранее, ежегодно археологической экспедицией в долине р. Сертейки проводятся исследовательские работы. 2019 год не стал исключением. 7 августа инициативная группа, в состав которой входили Г.А. Валикова, председатель Велижского районного Совета депутатов, Е.А. Шаловская, заместитель главы МО «Велижский район», Л.А. Качулина, директор историко-краеведческого музея, а также мы, корреспонденты районной газеты, смогли воочию увидеть не только сам процесс раскопок, но и прикоснуться к фрагментам предметов быта древних людей. И сразу вам скажу, дорогие читатели, это уникально!
А.Н. Мазуркевич, начальник Северо-Западной археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, приветливо нас встретил и рассказал об успехах экспедиции. Сразу отмечу, что в этом году на Сертейском археологическом комплексе трудятся студенты из Польши, Швейцарии, Франции, Германии. «Для иностранных студентов раскопки, которые мы ведем сегодня, – это практика, дающая возможность проверить, правильно ли они выбрали профессию, т.к. для работы археолога необходима большая, практически фанатичная любовь к данной профессии. Несмотря на то что в Европе подобная работа ведется с XIX века, студентам туда сложно попасть. Поэтому для них эта экспедиция не только опыт, но еще и бонус», – отметил А.Н. Мазуркевич.
Скорее всего, не все представляют, что же такое археологические раскопки. Работы на речке Сертейке ведутся в двух направлениях – водные и наземные. С помощью насоса с мест, где находились свайные поселения каменного века, откачиваются донные отложения, которые потом промываются, оставляя кожуру орехов, кости рыб и т.д., то, чем питались живущие там люди. Наземные работы ведутся около речки в довольно глубоких раскопах.
Первое, что мы увидели на месте раскопок, – это вырытый в земле вручную прямоугольник, глубиной около двух метров, а там, внутри, как нам объяснил Андрей Николаевич, остатки жилища древних людей 5-6 тысячелетия до нашей эры. «Но это еще не все, ниже этой постройки мы ожидаем найти еще более древнее строение, которое, скорее всего, будет датироваться 6-7 тысячелетием до нашей эры. В этом году мы уже не успеем пройти глубже, поэтому вернемся следующим летом, чтобы продолжить начатую работу», – пояснил Андрей Николаевич.
Как правило, верхний слой грунта просто снимается, а тот, что ниже, в обязательном порядке идет на промывку, для того чтобы не пропустить самые мелкие детали. Здесь же на траве было аккуратно разложено и расставлено все необходимое для работы снаряжение и оборудование.
Мы не могли не спросить у руководителя экспедиции, что же интересного было найдено в этом году?
– Янтарь, а еще очень интересный небольшой сосуд с изображением змей. Известно, что такие вещи были у степных культур (степняков), но никак не у местных жителей. Да и, скорее всего, вся площадка, где мы копаем, – это и есть их жилище. Вчера в ходе раскопок удалось обнаружить тонкие деревянные конструкции – остатки стен жилища.
Несмотря на то что в состав экспедиции входят иностранные студенты, работа идет гладко и слаженно, ведь интерес у них один – собрать как можно больше фрагментов, чтобы в конечном итоге реконструировать их во что-то целое.
И вот до нас доносится из глубины слово «керамика». Становится понятно, что найден очередной фрагмент. Любопытно? Не то слово. На руке Андрея Николаевича видим маленький, а чуть позже уже значительный фрагмент керамического изделия с орнаментом в виде небольших, но частых косых линий. Посмотреть – это одно, но подержать в руках – это уже совсем другое дело! Ощущение было неповторимо странное: показалось, что вечность – бесконечна.
Затем фрагменты керамических изделий поместили в герметичные пронумерованные пакеты, т.к. воздух для них губителен.
«В долине реки Сертейки в далеком прошлом была озерная система, поэтому однозначно можно говорить о том, что люди здесь действительно жили. К сожалению, захоронений древних людей обнаружить не удалось, скорее всего, их и нет, и что было с людьми после смерти мы можем только предполагать, – продолжает Андрей Николаевич. – В одном месте мы нашли много лещины, в другом – много рыбных костей. На основании этого мы можем понять, что и как в жилище располагалось. По скоплениям мусора можно понять, где в жилище была дверь. А вот по количеству рыбных костей можно оценить, сколько рыбы съедали древние люди за год. Произвели расчет, и стало понятно, что в одном жилище, скорее всего, проживала семья из 8-10 человек, которые за год съедали порядка 800 кг рыбы. Здесь же опять возникает вопрос: где ее брали в таком количестве?! А вот несколько лет назад здесь мы нашли морские ракушки – тоже серьезный вопрос, который остается без ответа, как они могли сюда попасть».
Но не только на поверхности суши шла своим чередом работа. Работали участники экспедиции и под водой. «Здесь обнаружены остатки более позднего свайного поселения, датируемого 3 тысячелетием до нашей эры, – говорит Андрей Николаевич, показывая на небольшой и не очень глубокий котлован. – Здесь раскоп нами был произведен ранее, а сейчас разбираем перемычку между раскопами и стеной. Это можно сделать только под водой».
Послесловие…
С тех далеких времен сохранилось немало археологических памятников: остатки поселений и сезонных стойбищ, могильники и так называемые «случайные находки» – предметы, утерянные владельцами в древности и найденные археологами в современную эпоху, например, на берегу р. Сертейки близ д. Сертея. До нас в большинстве случаев дошли лишь находки из кремня, кости, обломки глиняных сосудов, а изделия из органических материалов, как правило, не сохранились. Однако имеется ряд памятников, в культурных слоях которых (в торфе или обводненных озерных отложениях) уцелели изделия из рога, кости, дерева, кожи, лыка, корней черничника и можжевельника. Этому способствовало то, что на протяжении всего каменного века частые изменения климата влекли за собой колебания уровней озер, рек, и в ряде случаев остатки поселений оказались погребенными на их дне или под озерно-болотными отложениями современных торфяников. В условиях постоянной влажности предметы из органических материалов прекрасно сохранились до наших дней. В результате комплексных исследований стоянок каменного века установлено, что лесные племена длительное время существовали за счет охоты, рыболовства, сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов. Люди могли жить лишь в районах, особо благоприятных для охоты, рыбной ловли и собирательства, а их в то время было не так уж и много.