Сверкающие позолотой маковки Благовещенского собора обращают на себя внимание прохожих и “по ту сторону” речки. Сейчас в реставрации храма – временный перерыв: идет “теоретическая” подготовка к следующему этапу ремонта.
В крупнейшем в Смоленской области храме – Благовещенском соборе, который считается настоящим кафедральным, – восстановилась тишина. Строители, выполнившие первую часть реставрации храма, вернутся под его своды к середине лета. А прихожане, горожане и гости могут любоваться шестью новыми куполами, сверкающими сусальным золотом. Кровля же собора выполнена из меди.
Если зайти внутрь храма – высота его действительно впечатляет: 25 метров. А так как пол опустили до “родного” уровня, пространства стало еще больше. Вся площадь – 1200 квадратных метров – получила «свободу» вследствие всех демонтированных конструкций и этажей. Осталось сделать скосы, чтобы свет лился из окон под углом, и в храме станет гораздо светлее. И теплее: заменят все инженерные коммуникации, окна и двери и сделают теплым пол. Демонтируют теплоузел советского образца – единственное сооружение сейчас в храме.
Также до окончания 2019 года запланирована внутренняя отделка, фасады и вертикальна планировка территории вокруг собора.
О том, докопают ли – в прямом и переносном смысле – инженеры, строители, архитекторы до первого вида Благовещенского собора, построенного Анной Комаровой, “Гжатский вестник” узнал у настоятеля Архиерейского подворья Благовещенского собора игумена Александра (Карпикова).
– По большому счету, здесь нужно было бы провести исследовательские работы. Думается, что центральная часть храма стоит на фундаментах предыдущего собора 18 века. Благовещенский – это настоящий кафедральный собор, третий по величине после Успенского собора в Смоленске и Свято-Троицкого в Вязьме. И для уездного Гжатска – большой храм. Учитывая население в десять тысяч, по данным 1910 года, думаю, что на праздник Пасхи и Рождества Христова весь город мой войти под своды гжатских храмов – Благовещенского, Тихвинского, Богоявленского (он же Казанский), Вознесенского, две часовни стояло.
Сейчас, благодаря чаяниям и заботам святейшего владыки патриарха Кирилла, Благовещенский собор обретает свой первоначальный образ. Постараемся восстановить хоры: ранее в этом храме при царе хор состоял из 40 человек. Здесь прекрасный большой алтарь – точнее, три алтаря: Благовещения, праведной Анны и святителя Василия Великого. Дай Бог, все завершить – красота будет! Нам останется внутреннее убранство – иконостас, люстры, бра, – оно не входит в планы реставрации и станет нашими общими заботой и усилиями. Жаль, что нет уже таких коммерсантов как Анна Комарова, которая одна поставила собор в память о муже…”