Детский сад — особый мир, полный красок и ярких впечатлений, а каждый работник в нем — артист, художник, мастер на все руки. Лишний раз убедиться в этом можно, побывав на открытых занятиях в рамках районного конкурса «Воспитатель года-2019». Посетить удалось только некоторые из них, но впечатлений хватит надолго. По итогам этого этапа конкурса и определились финалисты, из числа которых жюри выбирало призеров и победителя.
ЛОГИКА И ВООБРАЖЕНИЕ
Коробочка со спрятанными внутри предметами, которые дети должны описать по тактильным ощущениям, стала «гвоздем» занятия воспитателя детского сада №1 «Машенька» Анны Сергеевны Ковалевой. Она решила научить ребят чувствовать и обозначать свойства и качества вещей, и они с удовольствием включились в игру: нащупывали наугад карандаш или веточку, пытались понять, что же это такое — гладкое или шершавое, длинное или короткое, круглое или квадратное… На основе рассказа Н.Сладкова «Волосатое дерево» педагог разработала свою программу познавательного развития, помогающую активизировать речевую и умственную активность путем выдвижения гипотез и предположений.
Центральной фигурой другого занятия, презентованного воспитателем детского сада №11 «Колокольчик» Натальей Валерьевной Алидибировой, стал танграм – разделенный на несколько частей квадрат. По рисунку-схеме малыши собирали фигурки зверей и птиц, тем самым развивали логическое мышление, умение анализировать изображение и мысленно его разбивать на составные части. А чтобы серьезное занятие для непосед не превратилось в трудное испытание, решение головоломок прерывалось физкультминутками.
В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
— Вы все такие красивые, нарядные. А откуда у вас такая одежда? – начала свое занятие воспитатель детского сада №23 «Колобок» Галина Алексеевна Пчелкина, решившая познакомить детей с традиционной сельскохозяйственной культурой Смоленщины – льном. Для этого они вместе прошли «путь» от семени до готовых изделий.
Как же детям нравится все трогать! На первом столе расположены чашечки с разными семенами, многие из которых ребята узнавали и называли, с большим удовольствием пробовали на ощупь. Среди других и семена льна. Как лен цветет, дети увидели на картинке, а вот семенные коробочки смогли потрогать: педагог разрешила оторвать каждому по одной. Потом ребята пробовали «теребить» льняные стебельки, чтобы понять, откуда же берутся нитки для изготовления одежды. В общем, приключение оказалось очень познавательным. Малыши бросались к следующему столу, не дожидаясь воспитателя, – так им хотелось побыстрее увидеть следующий этап превращения чудо-растения в красивую рубашку или платье. В конце урока они согласились с Галиной Алексеевной, что труда в этот процесс вложено очень много, потому и относиться к нему нужно с уважением.
Тема, выбранная для презентации воспитателем детского сада №16 «Золотой ключик» Татьяной Алексеевной Нестеровой, оказалась как нельзя кстати, ведь нынешний год объявлен Президентом Годом театра. Только у ребят театр, конечно же, не простой, а сказочный. Представлять и воображать себя героями разных сказок, развивать дикцию и силу голоса, передавать эмоции жестами дошколята учились с удовольствием. Вместе с Петрушкой проговаривали скороговорки, с Малышом осваивали мимику, а Буратино показал им, как можно общаться без слов. Пробовали полученные навыки друг на друге, при этом не могли удержаться от смеха (как и приглашенные на занятие взрослые гости).
ЖУРНАЛИСТЫ СО СКАЗОЧНЫМ УКЛОНОМ
Сразу двое участников конкурса направлением для своих программных разработок выбрали журналистику. Одна из них – Юлия Владимировна Лисичкина («Начальная школа – детский сад») – со своими воспитанниками была в гостях у коллектива редакции газеты «Сафоновская правда». И не только у нас, а еще и на телерадиостудии, потому что хочет познакомить детей с разнообразными профессиями этой сферы.
Занятие же ее началось в формате телешоу: «Здравствуйте! Это шоу – встреча с интересными людьми», и я ее ведущая Юлия». «Ого!» — стали перешептываться дети, присаживаясь на подготовленные места. В распоряжении каждого оказался микрофон с фирменным логотипом центральных телеканалов, с помощью которого они должны были задавать вопросы: брать интервью сначала у телевизионного героя, а потом и у зрителей из числа гостей. В помощь детям – картинки-подсказки и стандартный алгоритм действий: сначала нужно представиться самому и попросить это сделать собеседника, потом спросить о работе, а в конце попрощаться и пожелать удачи. Ребята с удовольствием выполняли задания воспитателя, а затем под ее руководством создали газету, название которой, заголовки и рубрики придумывали вместе.
У Людмилы Алексеевны Кулешовой (детский сад №14 «Красная шапочка») занятие было представлено в виде пресс-конференции, да не простой, а со сказочным уклоном, как и положено в детском саду. Но сначала – предварительная подготовка: малыши отгадывали профессии, учились брать интервью. Что же можно спросить у человека после первого обмена любезностями? Дети считают, что вполне уместными будут вопросы: «Вы мужчина или женщина? Вы злой или добрый? Умеете ли летать? Есть ли у вас лучшие друзья?» (Теперь буду знать, что спросить…) Главное, не забывать начинать со слов «Скажите, пожалуйста»! Большой интерес вызвала сама пресс-конференция, в ходе которой малыши брали интервью друг у друга, задорно улыбаясь и заражая весельем всех нас.
ДОСТОЙНЫ НАГРАД
Итоги конкурса подводили после проведения мастер-классов и подсчета полученных баллов. Торжественное мероприятие собрало много коллег и друзей конкурсанток, звучали теплые слова поздравлений от представителей администрации района – председателя районного Совета депутатов Т.А. Белоусовой, заместителя Главы района Г.В. Гуренкова, и.о. председателя комитета по образованию О.В. Щербаковой – и гостей.
Семь участников районного этапа стали лауреатами и победителями конкурса в разных номинациях: Н.В. Алидибирова (детский сад №11) – в номинации «Любовь к профессии», Е.В. Гращенкова (№22) – «Игра – дело серьезное», А.С. Ковалева (№1) – «Призвание – воспитатель», Е.Н. Ермаченкова (№18) – «Новаторство и мастерство», М.А. Назарчук (№20) – «Вторая мама», Т.А. Нестерова (№16) – «Артистизм и импровизация», Г.А. Пчелкина (№23) – «Сердце отдаю детям». Призерами названы Т.В. Гевлич (детский сад №13), Ю.В. Лисичкина («Начальная школа – детский сад»), Е.А. Лугаськова (№21), Н.Г. Семченкова (№7). Победителем стала Людмила Алексеевна Кулешова – воспитатель детского сада №14.
— Я восемь лет подряд была в жюри районного конкурса, подмечала плюсы и минусы и мечтала когда-нибудь поучаствовать, тем более – победить! – немного волнуясь после торжественной церемонии, поделилась Людмила Алексеевна. – Теперь, оказавшись на месте конкурсантов, понимаю, каково им было: столько труда это стоит, душевных сил, волнения! А тему журналистики выбрала в соответствии с профориентационным направлением в работе.
Все призеры конкурса – пять человек — примут участие в областном этапе. Желаем им удачи!
№13 от 29.03.2019