Я расскажу сегодня вам, уважаемые наши читатели, о женщине, нашей землячке, которая своей жизнью, трудом, высоким профессионализмом доказывает на практике, что не так уж и плохо, когда на первые роли, даже на самые-самые высокие выходит женщина.
Она не чиновник, не врач, не спортсмен, не маляр или штукатур, не художник, а представитель самой мирной и обычной на взгляд обывателя профессии, она — учитель! И не просто учитель, а директор главной, крупнейшей школы нашего Монастырщинского района.
Район наш небольшой, и вы, конечно, уже догадались, что я веду речь о Светлане Николаевне ХОДУНКОВОЙ!
И это так и есть! Монастырщина — её малая Родина, её дом родной. Здесь она родилась, выросла, окончила школу, из неё и ушла в большую жизнь.
Монастырщинская школа с приходом руководителем Светланы Николаевны преобразилась и внешне, и внутренне. Школьная столовая — весьма аппетитная, актовый и спортивный залы — обновленные, бассейн — восстановленный через 20 лет простоя, отопление — газовое и пришкольная территория — обладатель Гран-при на проекте «Лучшее подворье»: тут и цветы необычайной красоты, и туи, и красивые лавочки для отдыха, придуманные директором. Кстати, и возле дома у Светланы и у её мамы тоже цветочный рай… С детства она приучена и к земле, и к труду, и ко всему прекрасному. Да и сама она всему этому под стать!..
Как начиналась и складывалась её педагогическая карьера, об этом я и повёл беседу со Светланой Николаевной в её рабочем директорском кабинете.
— Тогда, Светлана Николаевна, конечно же, Вы и представить себе не могли, что пройдёт определённое время, и снова окажетесь в стенах своей родной школы, только уже в совсем новом статусе — учителя, а тем более директора. Верно?
— Несомненно! Я ведь обычный человек, а не провидица какая-то, которая может видеть на годы вперёд… Хотя и мечтала стать учителем, может, и не с младших классов, но мечтала. На этот шаг меня своим примером подвигли замечательные учителя нашей школы. Некоторые уже не работают, но я их всех всё равно помню. К примеру, Марину Константиновну Степанову, которая пришла к нам в школу совсем молодой и сразу же обратила на себя внимание, к тому же играла и на фортепьяно, а для нас это было тогда нечто заоблачное!..
Образцом учителя для меня была тогда Наталья Петровна Зиновьева, а в Елену Алексеевну Купрееву, которая пришла к нам, когда я училась в 8 классе, мы все сразу же влюбились. Захотелось быть похожей на такого учителя. Ради этого многое пришлось пересмотреть тогда…
Быстро пролетели студенческие годы. Вернулась в район в 1995-том, окончив наш Смоленский пединститут. Начинала в Слободской школе, а уже потом перешла в Монастырщинскую. Кадров раньше хватало, тем более учителей русского языка и литературы. И в это время мне очень помогла, опять же, Елена Алексеевна, к тому времени уже Царева.
И постепенно всё встало на свои места, втянулась, началась моя новая школьная жизнь. Главное, что работа нравилась, это, считаю, стержень в любой профессии. Если будешь работать с желанием, с радостью, то и успехи придут. Хотя опасно верить, что твою работу непременно сейчас же должны заметить и оценить. Это большая ошибка, а по большому счёту карьеризм. Всё должно идти постепенно и приходить с опытом.
— Школа, работа учителем — это хорошо и важно. Но для женщины столь же важной является и её семья. Расскажите немного о ней, пожалуйста!
— Семья наша не очень большая — у нас с мужем две дочери. Старшей уже 22 года. Она окончила Московский университет печати и сейчас работает в редакции издательства «ЭКСМО». Изначально я хотела, чтоб и Даша выбрала учительскую стезю, но на тот момент она не видела себя в педагогике. Но, к моей радости, на последнем курсе тяга к ней «проснулась» у дочери. Даша поступила в Московский педагогический университет, успешно окончила и этот вуз, получив диплом учителя русского языка и литературы! И когда-нибудь, верю, она придёт в школу. Младшая — Альбина, учится ещё в 5 классе и ей пока не до больших планов на будущее. Вернее сказать, пока план один — хорошо отучиться и успешно сдать выпускные экзамены!
— Школа для Вас, это что?
— Она — мой дом! Про себя мне сложно говорить, а вот про школу могу сколько угодно — про каждый её уголок! Не скрою, очень устаю, ведь уже 8 лет как директор. Много вопросов, много проблем…
Ведь могла взять три-четыре класса и спокойно вести их, работать не напрягаясь. Но по-прежнему есть желание работать, сделать что-то ещё лучше. Причём мне за это ничего не надо. Не за награды, как говорится, а за радость бытия. Мне просто приятно в школе, и всё! Вообще, этот мир украшают чудаки (чудики, как называл их Шукшин)! И это здОрово!
— Вроде бы случайно, но это было неизбежно, мы вышли с Вами на вопрос о женщине-руководителе. Как это — быть директором крупной школы, руководителем большого коллектива?
— Руководить — «не рукой водить»! Кроме профессиональных качеств, должно быть что-то и внутри…. Сердце, чуткость, доброта — вот немаловажный фактор нашей школьной жизни. Мы ведь работаем, общаемся с детьми. Учим и воспитываем их. В этом вопросе, уверена, не допустима косность, чёрствость, бездушие. Детей нельзя растить без любви, ласки и внимания. Им надо создавать условия, чтобы выросли умными, здоровыми, честными, трудолюбивыми, воспитанными людьми, достойными гражданами России.
— А как с профессионализмом? Может плохой, скажем так, слабый учитель быть не просто директором, а хорошим руководителем?
— Нет, конечно же, не может! Хороший директор — это и хороший учитель. Однозначно! Он должен быть не только хорошим администратором, душевным человеком, но и знатоком своей профессии. К примеру, только что у нас закончилась неделя открытых уроков. Все их я посетила, а предварительно обсудила с коллегами, как и что надо сделать, чтоб они провели их хорошо. Знать надо и учебные дисциплины, методику учительской работы и владеть ею в совершенстве.
— То есть личность, собственное профессиональное «Я» что-то в профессии значит?
— «Я» — последняя буква в алфавите, но не в профессии, тем более в учительской. Мы несём громадную ответственность за детей, за то, какими мы их вырастим и подготовим для взрослой жизни. Если чувствуешь, что профессионально слаб, то лучше уйди. И тебе, и всем от этого шага будет лучше. Чтоб не было стыдно смотреть людям, своим коллегам, родителям и самим школьникам в глаза.
Да и как, в этом случае, можно что-то требовать от подчинённых?! И главное, ещё раз повторюсь, надо любить детей и стараться делать им добро. А руководителю ещё и всё замечать. Вчера вот увидела, что после соревнований по волейболу сетка порвалась… Я пришла и зашила её. Потому что так надо для дела, для детей.
Или ещё такой приятный для меня пример. За окном весна, а в школе её, замечаю, как-то не ощущается. В выходные пришла вместе со всеми педагогами и работниками школьных служб и подготавливала школу к новой учебной неделе: резали, пришивали, клеили различные весенние мотивы, и в понедельник — о чудо, ученики наши пришли в школу и восхитились, не узнали её, потому что в школу пришла весна! Детям хорошо, и нам от этого вдвойне приятно. Так вот мы и живём в нашей школьной Республике.
В этот момент в кабинет вошли наши связисты и завели со Светланой Николаевной свой профессиональный разговор. И вот оно — тоже чудо! На моих глазах с ней произошла удивительная для меня метаморфоза. Только что я сидел и разговаривал с интересным человеком, собеседником, учителем, а тут, раз — и перед тобой уже не педагог, а директор — хозяйственник, если хотите, который знает существо вопроса и предметно разговаривает с давним моим знакомым Павлом Кроликовым. Однако!
От этой резкой «смены картинки» меня словно «переклинило», да так, что я поначалу и забыл, что нужно ещё и сделать снимок на память. И когда вновь вернулся с этим предложением в кабинет, то меня ждал ещё один сюрприз. Светлана Николаевна засмущалась и сказала: «Может, потом, я сегодня немного уставшая…»
Можно было подумать, что лукавила слегка мне в этот момент эта симпатичная женщина, но нет, по лицу и её глазам этого не было видно. И тогда я осознал, что передо мной не просто руководитель, не только директор школы, но и всё- таки ещё и — женщина. Обычная симпатичная русская женщина, о которых на Западе уже легенды слагают. И прекрасно, что Вы есть на свете, дорогие наши — такие многоликие, такие загадочные и такие прекрасные! Пусть нам завидует весь мир!
Автор Михаил Столбиков
№11 от 22.03.2019