Общество Сафоновский район События

Ирина Петровна Крылова, учительница английского языка школы №1, – заядлая путешественница. Свои маршруты она выбирает с северным направлением.  Бывает, что возвращается в полюбившиеся места. Так было с Соловками. Объясняла: «Не отпускают»…

 Мечтает объехать Русский Север. Действительно, уникальная природа берегов Белого моря, глубоководных северных озер с разбросанными по ним островами обладает необъяснимой притягательной силой. Фотоаппарат в руках позволяет запечатлеть удивительные кадры. А природный дар живописца – воссоздать их на полотнах.

Нынешняя экспозиция, представленная Ириной Петровной в Сафоновском краеведческом музее, посвящена Русскому Северу. По словам самобытной художницы, «собиралась» выставка четыре года. За это время она побывала на Соловецких островах, в Вологде, на Онежском озере, острове Залит на Псковском озере. Но на этот раз учительница предложила директору Сафоновского краеведческого музея Любови Николаевне Яковлевой разнообразить формат выставки: совместить экскурсию с уроком. Получила полную поддержку.

В музей пригласила семиклассников. Предупредила: на выставке вы станете англоязычными экскурсоводами.

— Это у детей вызвало восторг, — поделилась Ирина Петровна. —  Урок не в классе за партами, а в музее. Не по книжке, а среди картин.

Как только вошли в музей – стали другими. В глазах горел неподдельный интерес. Они сразу же прилипли к экспонатам, глазели на экспозиции, читали и рассматривали. Как будто в первый раз… Так музей всегда воздействует на человека, сколько бы раз он сюда ни приходил. Каждый раз мы заново делаем открытия.

Почему я связала английский язык именно с выставкой картин? Потому что в больших музеях много англоязычных посетителей. И я предложила ребятам стать на несколько минут экскурсоводами.

Мы повторяли тему «Путешествие», и дети учились по плану описывать картину. Не гипотетическую, а реальную. Не со страницы учебника, а ту, которая представлена в музее.

Дети были удивлены, что картины написаны мной, и это только подогрело их интерес и к теме, и к уроку.

Любой путешественник стремится делиться впечатлениями. И мой рассказ о Русском Севере, историях, представленных на картинах монастырей, церквей, не остался безответным. Особенно потрясла ребят трагическая судьба деревянной церкви 1774 года на берегу Онежского озера в г. Кондопоге. Она была украшением всего Русского Севера, имела историческую и духовную ценность. Даже находиться рядом с ней было праздником души для православных христиан. Теперь ее нет. Сгорела дотла. 10 августа прошлого года ее сжег невменяемый подросток. А какой тихой красотой она отличалась… такой и осталась в памяти и на картинах.

Рассказывала я детям о Русском Севере на русском языке. А они описывали понравившуюся им картину на английском. Познакомились с новыми фразами: на переднем плане, на заднем плане и т.д. Им не хватало словарного запаса, чтобы выразить чувства и мысли (уровень седьмого класса), но уже это служит мотивацией для дальнейшего изучения языка, на котором говорят во всем мире.

Урок в музее повышает образовательные возможности. Дети узнали, что на Бородаевском озере (Вологодчина) любила бывать русская поэтесса Белла Ахмадулина, что рядом находится Ферапонтов монастырь, в котором сохранились уникальные фрески иконописца Дионисия. Останется ли это в памяти школьников? Если да, то в том числе и потому, что узнали они об этом на уроке, который проходил в музее.

Возвращаясь в школу, мы продолжали говорить о музее, картинах, экскурсиях. А на следующем уроке они меня буквально засыпали вопросами о живописи и о  Русском Севере.

Теперь мои семиклассники знают, что есть в нашей большой стране красивейшие места, связанные с историей православия, историей России – нашей Родины. Они получили живую практику, выступая в роли экскурсоводов, владеющих английским языком.

А я претворила в жизнь давнюю мечту провести урок в формате музейной педагогики. Говорят, что такие попытки у моих коллег в прошлом уже были. В Сафоновском историко-краеведческом музее есть уникальнейшие материалы для уроков по краеведению, истории, эстетическому воспитанию. Правда, места в музее маловато. Но все восполняется живыми впечатлениями и интересом у учеников.


 №11 от 18.03.2019


Вам также может понравиться