По материалам встреч с сычевлянами, участниками Афганской войны 1979-1989 годов
Для Андрея Александровича Аникина и Александра Владимировича Юшкова афганская военная кампания 1979-1989 гг. стала настоящей школой жизни. События той войны, которые давно ушли в историю, но в их памяти все еще свежи воспоминания.
— Андрей Александрович, как Вы попали в Афганистан?
— После учебки в г. Канске Красноярского края написал рапорт. Отправили в Черчик Ташкентской области Республики Узбекистан и там сформировали полк. Нас самолетом отправили в столицу Афганистана Кабул. Было пасмурно, моросил дождь, нас высадили на поле примерно в 500-х метрах от аэропорта.
— Какими были межнациональные отношения в советской армии в Афганистане?
— Наш полк был многонациональным. Никаких проблем не было. Служили и украинцы, и беларусы, и азербайджане, и русские… Вместе рыли окопы, ставили палатки. Отношения были дружеские, помогали друг другу, ведь делали одно дело. С мирными жителями были в хороших отношениях.
— Что было самым страшным на той войне для Вас?
— Трупы наших солдат, которых видел чуть ли не каждый день. Их привозили из разных районов Афганистана в аэропорт. Война всегда подразумевает под собой «грязную работу». Так как мы находились вблизи, наш взвод привлекали к помощи в погрузке умерших в самолеты.
Еще был случай, подняли ночью по тревоге, всех вооружили, сказали, что в нашу сторону движутся 2 банды моджахедов. Подняли вертолеты, самолеты. К счастью, все решилось мирным путем. Обстрел аэродрома проходил часто, был подбит наш самолет.
— Как кормили, не голодали?
— Кормили нормально. Вначале варили кашу с консервами, которую выдавали в контейнерах, затем столовая открылась.
— Были ли ранения?
— Не было, Слава Богу! А с гор стреляли часто. Первое время не осознавал всей жути происходящего, а вот когда оставалось месяца два до дембеля было страшно не вернуться домой, соскучился по родным. Отслужил я год и 10 мес там.
— Как сложилась Ваша жизнь после Афганистана?
— Отучился в Смоленске в медучилище, в Сычевку попал по распределению. Работал в СПБ СТИН инструктором по лечебной физкультуре.
— Пользуясь случаем, чтобы Вы хотели пожелать участникам тех событий в юбилейную дату?
— Конечно, здоровья и благосостояния, а также мирного неба.
Вот что нам рассказал еще один наш земляк — воин-интернационалист Александр Владимирович Юшков.
— Когда и как Вы узнали, что предстоит дорога на войну, да еще и в далекий край, в Афганистан?
— Меня призвали в армию. После учебки в г. Теджене (Туркменистан) был направлен в г. Ашхабад. Откуда часть солдат отправили в Афганистан, в числе которых был и я.
— Какие ощущения были по прибытии в чужую страну? Еще и на войну?
— Все было сложно. Одно дело – родная страна с ее лесами и полями, другое – государство с горами, пустынями, высокой температурой, вплоть до 50 градусов в летний период. Но мы, русские, приспосабливаемся почти к любым условиям.
Тогда как такового страха не было, может быть, в силу возраста или потому, что не понимали, куда попали. Ведь когда не знаешь, что тебя ждет, не можешь оценить всей опасности ситуации, и, кажется, что тебя беда точно не настигнет. Осознание пришло позже, когда пришлось увидеть в Кабуле трупы ребят в 40 цинковых гробах, из которых текла сукровица. Гробы оббивали рейками и отправляли на самолет.
— Как протекала Ваша служба?
— Жили в палатках человек по 10 и бывало целыми днями копали окопы.
Возили через перевал Саланг по 8 тонн солярки и по 3 куба воды для заправки машин. Перевал большой, протяженностью 4,5 тыс. метров высоты над уровнем моря. Поднимались как по серпантину, а внизу двухкилометровые обрывы.
Были и подрывы, и выстрелы. Сидишь в машине, а пули свистят мимо, просаживают железо насквозь. От ранения спасало только чудо. Не раз приходилось перебинтовывать сослуживцев с различными травмами.
Также ходили в наряд по 2 человека, вооруженные автоматами (4 магазина) и гранатами. Закопаемся в песок и лежим. До 12 ночи тепло, а после песок охлаждался, и становилось холодно. Прислушивались к каждому шороху.
За время службы я принимал участие в одной из Панджшерских операций частей и соединений армии и правительственных сил ДРА против вооруженных формирований афганских моджахедов в районе Панджшерского ущелья.
— Как сложилась жизнь по прибытию на Родину?
— 20-летним я вернулся к родным в Сычевку, где привыкал к нормальной жизни, позже стал служить в ВЧ-7459 г. Сычевки, затем устроился работать в Отдел охраны СПБСТИН младшим инспектором, откуда и пошел на пенсию.
— Как Вы обычно проводите День памяти воинов-интернационалистов?
— Мы не любим в своем кругу вспоминать и ворошить прошлое, но обязательно посещаем памятный знак погибшим воинам-афганцам, установленный на границе Сычевского и Новодугинского районов. Стараемся помянуть всех тех, кого с нами нет: друзей, братьев, товарищей по оружию
После разговора с Андреем Александровичем и Александром Владимировичем, понимаешь, какое страшное испытание им пришлось пережить, и гордишься, что на нашей земле живут настоящие герои Отечества.
С той поры прошло уже 30 лет. Многие из тех, кто воевал в Афганистане, смогли найти себя в новой жизни, но никто из них не забыл событий минувших лет. Им до сих пор частенько снится война. Эти знойные ветера с песком и кровью в раскаленной пустыне, холодное высокогорье и каменистые ущелья, навсегда оставшиеся там товарищи…
ПОТЕРИ
Война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Общие потери нашей страны составили 15 тысяч 31 человек. Санитарные потери: 53 тысячи 753 раненых, контуженых; 415 тысяч 932 заболевших инфекционным гепатитом, брюшным тифом и другими заболеваниями. Пропали без вести и были захвачены в плен 330 человек. Судьба попавших в плен складывалась по-разному: кто-то был завербован противником, многие погибли.
Наша память и боль
Создавая эту статью, я не смогла пройти мимо наших земляков, ребят, которым выпало в те молодые годы нести службу на территории Афганистана, и которые не вернулись домой живыми, исполняя свой интернациональный долг.
Павел Александрович Петров родился 23 февраля 1963 г. в д. Бурцево Сычевского района Смоленской области в многодетной семье. Павел был младшим ребенком. Когда ему исполнилось 12 лет, умерла мама Прасковья Анисимовна, и его воспитывали бабушка Евдокия и отец Александр Петрович. Окончив Сычевскую школу, а затем училище, Павел стал работать трактористом.
6 мая 1981 года юноша был призван в ряды Советской Армии. А там приказ – и Афганистан. Нелегко было пареньку из Сычевки привыкать к чужой земле, боевым тревогам, гибели товарищей. Но помогала солдатская дружба, а ещё письма родных.
25 марта 1982 года наш Павел в составе группы солдат и офицеров после успешного выполнения боевой задачи возвращался в часть. Дорога оказалась заминирована, произошел взрыв, осколок мины пробил сердце нашего земляка.
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении интернационального долга, Павел Александрович Петров награжден орденом «Красной Звезды» посмертно. Он похоронен на старообрядческом кладбище в г. Сычевке со всеми воинскими почестями. В честь памяти героя афганской войны, Павла Александровича Петрова, установлена мемориальная доска на здании Сычевской школы, где он учился.
Еще один наш земляк, воин-афганец Сергей Александрович Моргунов. Родился Сергей 8 октября 1964 года в д. Жерновка Сычевского района. Окончил СПТУ – 27 в г. Сычевке, а в октябре 1982 г. призван в Вооруженные Силы СССР. С апреля 1983 г. находился в Республике Афганистан. На марше 9 октября 1984 г. колонна боевых машин в районе населенного пункта Махаджири была обстреляна талибами из гранатометов. Увидев погибающего товарища в горящей машине, Сергей, не раздумывая, кинулся ему на помощь, под непрерывным обстрелом он смог вытащить раненого бойца, оттащить в безопасное место, но в этот момент вражеская пуля сразила героя насмерть. Сергей Александрович Моргунов награжден орденом «Красной Звезды» и похоронен на кладбище в д. Жерновка Сычевского района.
Все войны всегда сопряжены с солдатской кровью, горем и страданиями людей. Правду о войне знают лишь те, кто под пулями поднимался в атаки, кто изнывал от жажды и замерзал в снегу на горных перевалах, кто провожал в последний путь на Родину в цинковых гробах боевых друзей, кто и сегодня помнит погибших товарищей. И забывать об этом мы не имеем права. Война, какой бы она ни была, осталась открытой раной в душах тех, кто прошел ее дорогами.
№11 от 13.02.2019