Общество Сафоновский район События

Сафоновский детский дом-школа находится на расстоянии около десяти километров от районного центра. Недавно там побывал наш корреспондент.

Строки истории

Открытие Сафоновского детского дома-школы (Сафоновской средней агрошколы-интерната) состоялось в марте 1960 года. Он принял тогда 960 детей в возрасте от трех до 18 лет из 13 детских домов области.

Строители треста «Дорогобужшахтострой» под руководством Х.А. Гусалова в рекордно низкие сроки, в течение девяти месяцев, возвели четырехэтажное здание учебного корпуса (сейчас оно законсервировано), два трехэтажных общежития, столовую, мастерские, корпус дошкольного отделения, хозяйственные помещения, жилье для педагогов и обслуживающего персонала.

Первым директором школы-интерната стал участник Великой Отечественной войны, капитан в отставке Александр Ерофеевич Кондратенков — впоследствии профессор Смоленского государственного педагогического института. Многие поколения выпускников с благодарностью вспоминают об учительских семьях   Костоянских, Столяровых, Шутовых, Лукашовых, Бересневых, Лупенковых; о Лии Григорьевне Сенченковой,  удостоенной звания Героя Социалистического труда.

День сегодняшний

Мы приехали в Сафоновский детский дом-школу в первой половине дня, в разгар школьных занятий.  Общее количество воспитанников – 63 человека.  Еще 17 ребят вскоре прибудут из Кардымовского детского дома-школы. Так как классы малочисленные (от восьми до 19 человек), педагоги практикуют индивидуальный подход к обучению. Сокращение численности детей в казенных учреждениях образования связано с практикой усыновления, передачей мальчишек и девчонок в приемные семьи, семьи опекунов. Ежегодно четыре-пять воспитанников обретают семьи. При этом учитывается мнение ребенка: ему должно быть комфортно, важна психологическая совместимость с приемными родителями.  В первую очередь было осуществлено устройство в семьи опекунов и приемные семьи малышей, в связи с чем и закрыт детсад.

От первого лица

Директор С.А. Вахтерова, как и большинство работающих в Сафоновском доме-школе, имеет большой педагогический стаж.  В коллективе существует система подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, неотъемлемой частью которой является профессиональное обучение. Со своими проектами сотрудники дома-школы выходят на областной, федеральный уровни, делясь опытом работы с коллегами.

Занятия спортом, творчеством приносят немало успехов участникам конкурсов, фестивалей, соревнований. При входе в учебный корпус вывешены дипломы, грамоты в подтверждение заслуг ребят.

По словам Светланы Анатольевны, в доме-школе планируют открыть профессиональное обучение водителей легкового автотранспорта; для девочек создана лаборатория взрослой жизни, где их учат быть хорошими хозяйками.

В декабре 2018 года заместитель Губернатора Смоленской области О.В. Лобода вручила директору Сафоновского детского дома-школы С.А. Вахтеровой Благодарственное письмо за активное участие в реализации мероприятий по организации временной занятости несовершеннолетних. Немало стараний прилагают дети для поддержания порядка на территории учреждения, выращивания в теплицах и открытом грунте овощных и садовых культур. Воспитанники украшают актовый зал, работают в школьном саду  и т.д. Работы, выполненные по договору с Сафоновским центром занятости, оплачиваются.

Согласно проведенному в ноябре мониторингу, работа дома-школы соответствует требованиям постановления Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Детей-сирот помещают в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью».

Педагоги дома-школы убеждены в том, что успех в воспитании обеспечивает и практика наставничества; оно хорошо прижилось в коллективе.  В этой роли ребенок видит значимого для себя взрослого, выделяя его среди других сотрудников, и неважно, кто этот человек по профессии: педагог, повар, няня или сторож. Работают со школьниками социальный педагог, психолог — с ними дети также делятся своими мыслями и переживаниями.

-У нас есть культурные традиции, которые поддерживают в коллективе, — делится директор школы. – И в последние годы мы наблюдаем отсутствие проявлений девиантного поведения ребят, что не может не радовать. 

Об успехах педагогического коллектива свидетельствуют многие факторы. К примеру, в недалеком прошлом до 20 учащихся состояло на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, а сейчас – лишь трое. Удалось избавиться и от частых побегов воспитанников дома-школы: последние два года самовольные уходы стали редкостью. Не препятствуют в детском доме-школе встречам воспитанников с кровными родственниками; возможно общение как по телефону, так и во время поездок к родителям, бабушкам и дедушкам, а также другим близким родственникам на каникулах, во время праздников. Возможны также встречи в доме-школе, где прибывшим в гости родным предоставляют отдельные помещения для общения с ребенком.

Дают путЁвку в жизнь

Ученики седьмого класса наперебой рассказывали мне о недавних новогодних каникулах. Многим ребятам посчастливилось побывать на постановке режиссера и фигуристки Татьяны Навки «Аленький цветочек» в Москве. Для Ангелины Яшиной незабываемой оказалась поездка с воспитателем Ольгой Сергеевной в Галакси-парк в Смоленске. Другая воспитанница вместе с братом четыре дня провела в гостевой семье, подарившей детям не только походы в кинотеатр, на каток, в кафе, но и радость общения, постижения кулинарных навыков. «Интересно было всем вместе готовить пиццу, потом сидеть за столом, разговаривать о чем-то значимом или даже о пустяках», — рассказала одна из девочек.

По мнению семиклассницы Лизы Степановой, она уже многое умеет: например, прибираться в комнате, изготавливать поделки из дерева, самостоятельно выполнять задания, репетировать роли в театральном кружке. А мечтает эта девочка стать ландшафтным дизайнером.   У ее одноклассника Камиля тоже есть цель:   поступить в железнодорожный университет и посмотреть всю страну с ее городами-мегаполисами, поселками и тихими деревушками.

Выпускники девятого и одиннадцатого классов на общих основаниях проходят государственную итоговую аттестацию, сдают ЕГЭ, не допуская провалов, что подтверждает профессионализм педагогов.

В дальнейшем выпускники детского дома-школы поступают учиться в различные учебные заведения, где им предстоит получить выбранную специальность, — Смоленскую государственную физакадемию, в СмолАПО, строительный колледж, в Сафоновский индустриально-технологический техникум  и другие. Педагоги проводят мониторинг обучения и трудоустройства выпускников. Причем на каникулы и выходные дни студенты наведываются в свою родную вотчину, где им предоставляют ночлег, кормят, поддерживают в той или иной ситуации.

В общежитии мне довелось встретиться с приехавшим на каникулы студентом-первокурсником Московской государственной академии водного транспорта Дмитрием Пятченковым. Он рассказал, что понемногу привыкает к студенческой жизни, подружился с однокурсниками, сессию сдал без троек, а значит, приблизился к осуществлению мечты о морских путешествиях за капитанским штурвалом. Социальное сопровождение, патронат в доме-школе практикуют до достижения выпускниками 23-летнего возраста, что немаловажно для юношей и девушек, не имеющих родителей. Дмитрий благодарен педагогам за прочные знания. Учителя добиваются от детей усвоения школьной программы, прилагая к этому много усилий.

В Сафоновском детском доме-школе отказались от системы  густонаселенных палат и длинных коридоров казарменного типа, создали уют и достойные бытовые условия. Выпускники прошлых лет поражаются переменам в обустройстве жилья, где создана атмосфера по-настоящему домашнего комфорта и уюта.

Благодаря поддержке благотворительных фондов  воспитанники могут брать частные уроки музыки, заниматься в кружках танцевальном, мультипликации, слесарном, кройки и шитья, в секции самбо и т.д. Подробнее об этом мы расскажем в следующей публикации.


  №5 от 31.01.2019


Вам также может понравиться