Этот овин горел: внутри оказались обугленные останки, обугленные приклады и обгоревшее оружие. Затем нашли еще один глубокий погреб – там было девять воинов
По следам кавалерийского рейда: 25 января бойцы поисковых отрядов, военнослужащие, работники охотхозяйства ООО “Эко-Лайн” и школьники почтили память воинов, погибших во время боя и последующего отступления от деревни Быково, что на северо-западе нынешнего Гагаринского района.
«Мы находимся в урочище Быково. Сейчас здесь поле и деревья, а когда-то на этом месте стояло больше 20 домов, жили люди. И, наверное, никто бы не знал об этой деревне, если бы не драматические события 27 января 1942 года», – открыл митинг и.о. директора Музея Ю.А. Гагарина Николай Миронов.
До войны деревня Быково была одной из сотен, если не тысяч таких же крошечных деревенек, которых и на карте не найти, а уж чтобы сюда добраться… Находясь в стороне от магистральных дорог, она все же оказалась в самом центре ожесточенных боев, которые начались с контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 года и завершились полным освобождением Смоленщины почти два года спустя.
Некоторые подробности боя за деревню Быково и последующего отступления известны благодаря мемуарам командира 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Иссы Плиева. Однако почти 75 лет эта история была «белым пятном» на военной карте Кармановского, а затем Гжатского и Гагаринского районов. Лишь в 2016 году удалось провести масштабную исследовательскую и поисковую работу. О том, что удалось найти на месте деревни и к каким выводам пришли историки и поисковики, рассказал командир поисковой группы «Рейд» Руслан Лукашов.
Первым делом на месте предполагаемого боя было обнаружено много металлического хлама – сельская жизнь связана с металлом. Это сильно затрудняло поиск. Были обследованы воронки, провалы, использовались щупы и металлоискатели. Однажды, совершенно случайно, поисковики натолкнулись на останки людей: в овине (так называется подвал с печкой для сушки снопов) были найдены 15 воинов с оружием. Этот овин горел: внутри оказались обугленные останки, обугленные приклады и обгоревшее оружие. Затем нашли еще один глубокий погреб – там было 9 воинов.
Картина представилась такая. Штурм деревни увенчался успехом: она была частично занята, однако в месте прорыва линии обороны немцы замкнули кольцо. Нужно было принимать решение: порядка 400 человек необходимо было выводить обратно. Осталось два эскадрона прикрытия, причем в заслонах остались и командиры кавалерийских полков – майоры Бросалов и Чикулин. Остальные подразделения с небольшой стычкой, но прорвались к своим. А оставшаяся группа была обречена.
Сколько солдат погибло в Быкове – неизвестно, но на обследованной высоте удалось найти останки 74 человек. Установить имена всех не смогли, но майора Чикулина, пусть и косвенно, по награде «20 лет Красной Армии», нашли. Два медальона удалось прочитать: капсулы были металлические, но из-за того что овин горел, извлечь информацию из остальных не удалось.
“Мы приняли решение приезжать сюда каждый год, в годовщину боя – хотя бы просто постоять, помянуть. Все вспоминают крупные события – Сталинградскую битву, Курскую дугу, битву под Москвой. Но вот такие мелкие события, которые составили в итоге нашу победу, тоже не должны забывать”, – завершил рассказ Руслан Лукашов.
Среди участников митинга – представитель центрального архива Федеральной службы безопасности, военный историк Светлана Кузяева. Она рассказала о военной контрразведке – «особистах», фильмы о которых почти всегда искажают действительность:
«Главная задача военного контрразведчика – это противодействие спецслужбам противника, шпионам и диверсантам. С началом войны к немцам стали попадать наши военнопленные, которые завербовывались для работы в тылу Красной Армии. Военная контрразведка должна была понять, кто в части попадает, имея конкретные замыслы или даже прошел профессиональную подготовку в спецшколах противника на территории Западной Европы. Также военные контрразведчики докладывали обо всех недостатках и недочетах, которые имеются в войсках. Поэтому документы военной контрразведки очень жесткие и кажутся страшными: там написано то, о чем мы и говорить, может быть, сейчас не хотим. О просчетах командования, о разгильдяйстве, о преступлениях, аморальных поступках, о том, почему происходили трагедии в войсках. Документы эти говорят о причинах поражений».
Часть документов военной контрразведки, дошедших до нашего времени, рассекречена. Наиболее интересные из них центральный архив ФСБ передал в Музей Ю.А. Гагарина для использования в научной работе. Один из них непосредственно касается боя за деревню Быково: в докладной записке, адресованной начальнику особого отдела НКВД 20-й армии, говорится:
“На 27 января бригаде была поставлена задача во взаимодействии 2 ГКК прорвать оборону противника и занять селение Быково. На 29 января поставленная задача выполнена не была. Бригада совместно с частями кавалерийского корпуса ведет бои с противником на подступах к Быково.
В боях за 27 и 28 января бригада имеет потери в людях: убитыми – 15, ранеными – 65 человек. Данные в части убитыми неточные – проверяются. <…>
27.1.42 г. подразделения бригады на подступах к Быково захватили 3 блиндажа противника и истребили до 150 немцев, сведения со слов секретаря парткомиссии бригады. Заслуживает внимания руководство войсками со стороны командования бригады в части комбрига подполковника Будыкина”.
… Поисковые работы на месте двухчасового неравного боя удалось провести благодаря помощи руководства и работников охотхозяйства ООО «Эко-Лайн». Воины, чьи останки удалось найти, были похоронены в братской могиле в селе Карманово. А на месте боя два года назад был установлен памятник. Помимо него, посетители урочища Быково могут увидеть восстановленный немецкий блиндаж, в котором сохранились шинели, личные вещи и оружие, а также листовки, адресованные немецким солдатам.