Монастырщинский район Общество События

Чтобы мне не унывать,

                        не считать морщины —

Начала я вышивать

                                  по канве картины.

Каждый вышитый стежок

                   в пейзажах и портретах —

Это маленький шажок

                                к радости и свету!

Нить цветочная и гладь —

                                 лучшие лекарства.

Я создать себе смогла

                         собственное царство.

Здесь спокойно и светло,

                                    ангел за плечами.

И остались за стеклом

                                        все мои печали.

                                    (Автор неизвестен)

 

Кто ни разу не брал в руки вышивальную иглу — не сможет осознать должной лаконичной ёмкости этих строк. Не один час нужно прожить в поклоне пяльцам или станку. Не одну схему нужно перебрать. И вовсе не единожды нужно уколоться горестной иголкой, чтобы испытать это волшебное чувство — последний стежок на канве и перед нами истинный шедевр, да еще и созданный своими собственными руками!

Еще в прошлом году в нашу редакцию пришло письмо, полное восхищения: «Владимир Николаевич! Добрый вечер! Побывав в доме Киселевой Валентины Антоновны, была поражена, как прекрасно она вышивает крестиком! И КАКИЕ картины! Пришлите, пожалуйста, к ней корреспондента. О таких увлеченных людях должны знать жители поселка!».

В один из морозных солнечных дней я и отправилась в гости к мастеру своего дела Киселевой Валентине Антоновне.

Дверь открыла хозяйка — очень миловидная женщина с приветливой улыбкой, излучающей душевную теплоту, что сразу определяло в ней умение создавать красоту и способность дарить её и свой талант людям. Немного удивленная моим визитом и моей просьбой рассказать о своих чудесных, многочисленных, вышитых крестиком картинах, разволновавшись, и со свойственной талантливому человеку скромностью ответила:

— Ой, да зачем, ничего особенного в них нет. Сейчас очень многие занимаются вышивкой.

Но картины, вышитые Валентиной Антоновной, просто покорили меня своим многообразием, насыщенностью красок. Пейзажи, букеты цветов, дома и лошади на полотнах Валентины Антоновны выглядят словно фотографии. На мгновение я ощутила запах цветов и шелест листвы, где-то вдали, услышала стрекотание кузнечиков и поскрипывание от ветерка деревьев. Невооруженным глазом видно, что в каждую из них талантливая рукодельница вложила не только уйму терпения, труда, но и частичку своей души. И мне в этот момент захотелось как можно больше узнать о мастере!

— Валентина Антоновна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе? Кто научил Вас так волшебно владеть иглой и нитью?

— Я родилась в 1937 году в деревне Скреплёво. Нас у родителей было 8 детей, я — седьмая. Сейчас мне 81 год. Отец умер в 1941, а в 43-ем с мамой случилась беда. Снежной зимой она отправилась в Смоленск за солью, и в деревне Стегримово на нее наехала машина. Мама осталась жива, но стала инвалидом.

В те годы трудно было всем, выживали, как могли. Поэтому с самого раннего детства все девчонки в нашей семье занимались рукоделием: шили, вязали, вышивали. Специальных педагогов у нас не было, всему учились у старших и именно им я обязана тем, что с трёх лет умею держать в руках иголку. 

Было всё: голод, война, смерть отца, беда с мамой, домик с подслеповатым окошком и дровяной печкой и желание учиться, чтобы получить образование и профессию. Окончив школу, поступила в Соболевское педучилище, по окончанию была направлена в Руднянский район. Жила на квартире, в выходные занималась вышивкой и вязанием. Не привыкла я без дела сидеть, как выдавалась свободная минутка — я за вышивку бралась.

Затем приехала на родину, устроилась на работу в Носковскую школу, позже перешла в Районо, затем 20 лет отработала заведующей Детским садиком. И еще 17 лет — в Монастырщинской средней школе преподавателем русского языка и литературы. Времени не хватало, чтобы заниматься рукоделием. Вышла на пенсию. И однажды мне позвонила племянница:

— Тетя Валя, как дела, чем занимаешься?

— Диван от меня скрипит, — ответила я ей. — Не знаю, чем себя занять.

А она мне:

— Я тут готовые наборы для вышивки купила тебе и мне. Сейчас все этим занимаются.

Я тогда как-то даже встряхнулась. Действительно, чего без дела сидеть? И теперь без работы не сижу. Вышивка для меня всё —  иногда даже забываю, кушала или нет. Родные все меня поддерживают, сын привез специальную лупу на подставке. Подарки стали мне дарить в виде вышивальных наборов. А я им, в свою очередь, готовые работы дарю —  очень радуются. А что ж их дома хранить, галерею устраивать? А так картины мои в домах родных и близких висят, вроде и я с ними всегда рядом.

— Скажите, Валентина Антоновна, сколько времени у Вас уходит на одну вышивку?

— А это от размеров и рисунка зависит. И, конечно же, от настроения. Да, огромное старание требуется, не ошибиться, когда вышиваешь, а то, что ж за картина, если дом или деревце криво выйдет? Раньше ведь как вышивали —  канву на материал накладывали, потом по ниточке вытаскивали, трудоемкая работа была. Теперь вроде проще, прямо на канве рисунок остается. Вот эту, например, только что закончила, почти 9 месяцев на вышивку ушло. (Показывает мне хозяйка недавно законченный удивительно красивый холст с изображенным на нём храмом Спаса на Крови).

На мой взгляд, это приятное заполнение свободного времени, и конечно очень хочется вложить частичку своей души в изготовленную картину.

Вот с каким удивительно светлым, трогательным человеком и прекрасной вышивальщицей — Киселевой Валентиной Антоновной, мне представилась возможность познакомить наших читателей.

Здоровья Вам, Валентина Антоновна, и множества новых замечательных вышитых картин.

Вот такие они, наши бабушки и прабабушки, безропотные, добрые, талантливые мастерицы, щедро делящиеся своим умением, стоит только попросить. Их золотые руки не знают усталости, их находчивость достойна удивления, а работы — восхищения!

Вспомнились высказывание американского фантаста Рэя Брэдбери: 

 «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались, твои пальцы, в чём найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив».

Автор Наталья Захаренкова


 №3 от 25.01.2019


Вам также может понравиться