Просто не устаешь удивляться неиссякаемому роднику творчества, бьющему бурным ключом в районном Центре досуга: то одно здесь придумают, то другое, и всё – с фантазией, везде – своя «изюминка». Вот и нынче, не успел год начаться новый, 2019-й, – в очередной раз порадовали, удивили своих добрых зрителей, не дали заскучать в череду длинных праздничных дней. И не какие-то заезжие артисты, а свои таланты – доморощенные, землей Ершичской вскормленные!
Едва стали стихать «страсти» по нашумевшему рождественскому киношоу «Фильм-фильм-фильм» — 2, открывшему собой в нашем районе Год Театра, как новый подарок землякам. Само название уже создавало интригу – «По волнам шансона» … Ну, по морям, по волнам, это еще понятно. Да у нас-то и морей никаких нет, реки только, ручьи, да озера немногочисленные. К тому же уж чего-чего, а шансона в исполнении наших артистов еще слышать не приходилось. А тут: по волнам, да еще шансона … Конечно, интриговало – ничего подобного в наших краях еще не бывало. Тем более, что объявленная шоу-программа демонстрировалась как раз под Старый Новый год, вечером 13 января! Так что к назначенному часу зрительный зал был уже полон…
Сцена выглядела как-то совсем необычно. На ней стояли столики, за которыми словно в кафе сидели люди, о чем-то беседовали, играла музыка… И вот в зале гаснет свет, а на большом экране и впрямь возникает заставка — кафе. Официантка (Елена Гращенкова), передвигаясь от столика к столику, устало собирает посуду, но два засидевшихся посетителя никак не хотят уходить. И тут появляется администратор (Юрий Познышев), вежливо напоминая, что уже довольно поздно и заведение закрывается. Посетители уходят, и тут официантка начинает жаловаться на жизнь, а так хочется праздника, и ее коллега с легкостью приглашает девушку в ресторан, в который в мгновение ока преображается бывшее кафе — ведь в ночь под Новый год должны сбываться все мечты и желания!
Преображаются, словно в сказке, и главные герои (ведущие шоу) – он в респектабельного галантного кавалера, она – в грациозную изящную даму. Шоу начинается!
За столиками, как и подобает в настоящем ресторане, периодически меняются посетители (те же наши артисты в паузах между номерами). Туда – сюда снуют вёрткие официантки, предлагают напитки, закуски… Бармен за стойкой занят своей работой; к нему также по мере необходимости подходят клиенты, не дают скучать…
Ведущие не объявляют номера, как обычно. Они мило беседуют, обсуждают житейские проблемы… Выступления же артистов (со всего района!), как сольные, в дуэтах, так и хоровые идут как-то сами собой, словно развлекая гостей ресторана. Номеров много. Прекрасные душевные песни представляют: Елена Пахоменкова, Виктория Тарнавская, Татьяна Кулакова, Галина и Иван Бучкины, Александр Болотов, Татьяна Лазуткина, Татьяна Горностаева, Елена Гращенкова, Юрий Познышев, Валерий Курганов, Надежда Конюхова, Николай Демкин, Кирилл Завизин, Василий Маханьков вокальные ансамбли «Мужики» и «Родные напевы» …
В ходе действа ведущий объясняет своей подруге, просто растерявшейся в обилии музыкальных жанров, суть шансона, который у нас давно и неверно почему-то ассоциируется только с «блатной», тюремной лирикой. Произнесите вслух слово «шансон» — мягкое, нежное, певучее, оно никак не ассоциируется с грубым «блатняком». Родина шансона – Франция. И с французского языка слово это переводится не иначе, как… народная песня. Учитывая французскую культуру, несложно догадаться, что для шансона характерен романтизм. Главный же принцип жанра заключается в том, что песню обычно исполняет автор, при этом музыка неотрывна от текста, который представляет собой определенный сюжет. То есть, каждая песня — это своеобразная история, со своими эмоциями и образами.
Ошибочно считать, что так называемый «русский шансон» зародился в начале 90-х годов. Его развитие пришлось на рубеж XVIII-XIX веков, когда русские исполнители под влиянием мелодичной французской песни распевали… романсы. Чуть позже они стали ассоциироваться с народными песнями, в них стал звучать колорит городской и национальной культуры. Разумеется, не прошла стороной русский шансон и ресторанная жизнь. Главной же составляющей песни была смысловая нагрузка, как и у французов. Вот и получается, что шансон на наш лад — это сочетание разрозненных культур в одном жанре. Сюда относят и городские романсы, и бардовские, либо дворовые песни под гитару, базирующиеся, как правило, на трех аккордах – трех китах, на которых и держится весь жанр современного шансона, и тот самый «блатняк».
Главное же, что шансон, прежде всего, песня честная – спетая от сердца, от души и для души. И в отличие от «попсы» здесь важно не столько утонченное музыкальное построение или вокальное мастерство, сколько сам текст и искренность исполнителя. Вот эту самую искренность, не в ущерб вокалу, и продемонстрировали наши артисты на праздничном театрализованном шоу, а заодно продемонстрировали зрителям, что такое настоящий шансон. Несмотря на обширную двухчасовую программу, люди покидали зал с сожалением, в т. ч. и потому, что каждый выход исполнителя здесь был своего рода маленьким откровением, в его голосе передавались его чувства. Да и действительно, можно сказать, его жизнь в этот вечер стала музыкой, а музыка – жизнью!
№4 от 25.01.2019