Ничто не сравнится с работой учителя. Учитель дает нам знания не только по своему школьному предмету, но и знания о мире, помогает понять, каково наше место в нем. Поэтому роль учителей в наших судьбах порой очень велика. Надежда Шупилюк — учитель начальных классов Дорогобужской школы № 1, педагогический стаж которой приближается к сорока годам. И сегодня на страницах газеты она рассказывает о своей профессиональной деятельности, о современном подходе к процессу обучения детей.
— Надежда Николаевна, как давно Вы работаете учителем?
— Я начала свою трудовую деятельность в 1980 году в стенах этой школы.
— Вы всегда хотели работать с детьми?
— Да, всегда. Я вспоминаю свои школьные пионерские годы. Я была вожатой, готовила с октябрятами доклады, лекции, различные мероприятия. Мне уже тогда понравилось работать с детьми.
— Что Вас вдохновило стать учителем?
— Педагоги, у которых я училась в школе, были для меня примером, скорее всего, поэтому я и выбрала профессию учителя. Мой учитель химии, Галина Ивановна Окунь, для нас, учеников, была важным человеком в жизни. Я полюбила химию и окончила пединститут по специальности «химия». К сожалению для меня, в школе тогда учителей химии было достаточно, и первые годы я работала в группе продленного дня. Затем прошла переквалификацию и получила вторую специальность — учителя начальных классов. Я люблю свою работу и не жалею, что все сложилось именно так.
— Что Вас удивило, когда Вы пришли работать в школу?
— Раньше, наблюдая со стороны за работой учителей-наставников, за тем, как естественно они общались с детьми, как преподносили учебный материал, я думала, что работа учителя намного легче. После окончания института, когда я стала молодым специалистом, всему этому пришлось учиться самой. Тогда я поняла: насколько это трудно — быть учителем.
— К тому же, это еще и большая ответственность, ведь от учителя во многом зависит, каким человеком вырастет ребенок. Поэтому задача учителя не только увидеть потенциал детей, но и раскрыть его.
— Есть такое выражение: каждому алмазу нужна хорошая огранка. Так и в каждом ребенке мы должны увидеть тот алмаз, из которого потом получится бриллиант. Я стараюсь научить их стремиться к знаниям, быть трудолюбивыми, хорошими людьми, нужными для общества.
— Есть ли у Вас свой особый подход к преподаванию?
— В работе с современными детьми мы немного отходим от классических методик формирования знаний, умений и навыков. Современные дети живут в современном мире, и мне, как учителю, нужно идти с ними в ногу. В первую очередь нужно сформировать у них умение обучаться
самостоятельно, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Моя задача — научить детей учиться.
Только по русскому языку на уроках мы используем пять видов словарей, в которых дети должны легко ориентироваться. Они работают и с электронными энциклопедиями, в Интернете — с обучающими сайтами, клубами. Также мы, преподаватели и ученики, переписываемся с авторами некоторых учебников.
В конце урока ученик обычно отвечает на вопрос: легко ли ему было понять новый материал, что ему понравилось. В такой системе обучения ребенок включен в работу, нужно мотивировать его учиться, а не просто рассказывать материал. Для учителя это сложнее, а для ребенка намного полезней.
— Как Вы считаете, может быть, в начальной школе было бы правильней не ставить оценки?
— Я считаю, что без оценок ребенок не будет видеть результатов своего труда. Хотя, возможно, самым маленьким это пока не нужно. И в первом классе, например, сейчас оценок нет.
— Хотели бы Вы сейчас снова пойти в школу, изучать предметы, которые изучают современные дети, встречаться с людьми, которых приглашают на открытые уроки?
— Конечно, хотела бы! Современная школа интересна, и я бы училась с удовольствием.
— А если бы Вы сейчас оканчивали институт, пошли бы опять работать в школу?
— Безусловно, я бы снова пошла работать в школу. Меня иногда посещает мысль, что придет время, когда я не буду работать в школе. Однажды 1 сентября я не приду к детям, не увижу школьную площадку, торжественную линейку, цветы, радостные лица детей, учителей, родителей. Однажды я не смогу прийти на последний звонок своих учеников — выпускники всегда приглашают своих первых учителей. И от этого становится грустно.
— Годы обучения в начальной школе пролетают быстро. Каких успехов в воспитании детей Вы хотели бы достичь к тому моменту, как они перейдут в пятый класс?
— Все четыре года в начальной школе мы работаем над сплочением коллектива. Хотелось бы, чтобы дети выросли хорошими, добрыми и честными людьми. Чтобы они любили свою родину, свой родной город, чтобы полученные в школе знания они применили бы во благо людей и нашей страны.