Так уж повелось, что в России сельская школа всегда была чем-то большим, нежели просто образовательная организация. Исторические традиции народной школы, обособленность сельского быта, удаленность от бурлящей жизни больших городов – все это обусловило ту особую роль, которую школа всегда играла и будет играть в экономической, культурной, общественной жизни села.
В условиях оптимизации системы образования, реструктуризации образовательных организаций сельской школе приходится нелегко.
Сохранить баланс между верностью традициям и современными требованиями к организации учебной деятельности удалось коллективу Суетовской средней школы.
Экскурс в историю
Как утверждают местные краеведы, школа в Суетове открылась уже в конце девятнадцатого века. Во время Великой Отечественной войны деревня была сожжена, но сразу же после освобождения начала работать семилетка, расположившаяся в пяти-шести чудом уцелевших домах. Первого сентября 1947 года открылась школа, в которой училось 400 детей из Суетова и близлежащих деревень. В 1980 году дети и учителя переехали в новое здание.
В школьном историко-краеведческом музее бережно хранят пожелтевшие фотографии одноэтажной деревянной школы, ее первых руководителей: Александра Ивановича Макшинского, Романа Захаровича Бейлина, Владимира Платоновича Шукалова, Ивана Павловича Носкова, Юрия Геннадьевича Артановского, Екатерины Нестеровны Огурцовой.
Музей в школе существует уже 38 лет. За это время он превратился в настоящее хранилище истории Суетовского сельского поселения и важное средство гражданско-патриотического воспитания школьников. Под руководством учителя истории и обществознания Людмилы Осипковой ребята продолжают дело создателей музея, энтузиастов-краеведов Василия Козиченкова и Виктора Морозова. Экспозиция рассказывает об истории школы, крестьянском быте, о судьбе поселения в годы войны, когда были сожжены и уже не воскресли деревни Ковалево, Ляды, Слободище, Бибино, Буравлево, Хоблино, о славных уроженцах суетовской земли. Кстати, сейчас коллектив школы борется за присвоение образовательной организации имени Героя Советского Союза Михаила Мармулева, выпускника школы.
Опираясь на традиции
Суетовская средняя школа дорожит добрыми традициями прошлого. Часто ли сегодня можно встретить учительский хор? А в Суетове учителя поют во главе с директором Людмилой Герасимчук. Да так, что то и дело представляют свое поселение на конкурсах художественной самодеятельности. Например, в апреле этого года хор победил на муниципальном этапе областного конкурса художественного творчества педагогических работников «Мир моих увлечений». Возглавляет хор учитель музыки Надежда Иванова, она же руководит народным хором в сельском Доме культуры и детским фольклорным ансамблем «Ложкари».
Педагоги школы – творческие, активные люди и славятся не только пением. Пять из них: Инна Митина, Наталья Тишина, Людмила Герасимчук, Вера Жолудева, Елена Буренкова — успешно участвовали в районном конкурсе «Учитель года».
Директор школы Людмила Герасимчук с удовольствием рассказывает о своих коллегах, подчеркивая их высокий профессиональный уровень и творческий потенциал. Половина педагогов так же, как и она сама, учились в Суетовской средней школе, многие проработали здесь более тридцати лет. Среди них есть представители настоящих учительских династий. Так, Людмила Александровна Осипкова продолжает дело своих родителей — Александра Федоровича и Полины Петровны Пройминых. Понятно, что для таких людей школа – это нечто большее, чем место работы. Это дело жизни. Может быть, поэтому здесь чувствуется дружественная, комфортная обстановка.
Школа начинается с детей
Так любит повторять Людмила Герасимчук, и эта фраза определяет приоритеты развития образовательной организации. В ней реализуется программа «Школа для каждого — школа для всех», цель которой — предоставить каждому ребенку возможность быть успешным, проявить свои интеллектуальные, творческие, спортивные способности.
В школе действуют 16 учебных кабинетов, оснащенных современным оборудованием, актовый зал, библиотека, теплица, мастерские. Выстроена система работы с одаренными детьми, проводятся курсы по выбору, предметные недели, интеллектуальные игры, ребята ежегодно участвуют в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников.
Каждый ребенок может найти занятие по душе. Научное общество учащихся «Эврика» занимается проектно-исследовательской деятельностью. Ни один праздник не обходится без участия театрального кружка (руководитель Инна Митина). Для любителей физкультуры есть спортивный зал, стадион, работает баскетбольная секция (руководитель Татьяна Николаенкова). В кружке «Хозяин дома» Сергей Горулёв учит мальчишек мастерить из дерева предметы домашней утвари; каждую весну кружковцы обеспечивают жилплощадью местных скворцов.
Социальный педагог Ритта Кистерная много времени отдает детям, требующим особого внимания, работает с проблемными семьями. В том числе благодаря ее труду в школе нет учеников, стоящих на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Сегодня в Суетовской школе учится 68 детей, еще 20 готовится к учебе в двух дошкольных группах. К сожалению, год за годом количество школьников сокращается (для сравнения, в 2013 году их было 90). Уже два учебных года нет старших классов. Над школой нависла угроза утратить статус средней и стать основной. А причины этого просты и, увы, слишком понятны жителям российской провинции. Стареет и сокращается население деревни, люди уезжают из-за отсутствия работы и перспектив. Получается замкнутый круг: школа теряет учеников из-за оттока людей, а те, кто остался, не смогут учить своих детей в старших классах по месту жительства.
К счастью, есть еще много людей, которые убеждены, что необходимо использовать все возможности для сохранения сельских школ. Для деревни школа – не только образовательный и культурный центр, вокруг которого сосредотачивается общественная жизнь села. В современных социально-экономических условиях это часто основной селообразующий фактор, удерживающий людей от переезда в город. Пока в деревне есть школа, деревня жива.
Автор Татьяна Филимонова
№50 от 20.12.2018