Интервью Общество Ярцевский район

О том, как необходимо наставничество в системе дополнительного образования и почему все меньше мужчин, желающих там работать

Эту историю наставничества в Центре детского творчества считают вполне логичной. Один наставник воспитал другого, когда тот еще со школьных лет заинтересовался техническим творчеством. Но все по порядку.

В этом году исполнилось 30 лет, как Владислав Вырьев  устроился на работу в Ярцевский центр детского творчества, который тогда назывался станцией юных техников.

— Начиная со второго класса, я по очереди посещал все кружки в городе, но нигде надолго не задерживался, — рассказывает Владислав Анатольевич. — И вот, когда попал к Анатолию Александровичу Гапченко, который отработал в нашем учреждении более 40 лет, я понял, что нашел себя. Техническое творчество – это то, чем я живо интересовался в школьные годы. Благодаря талантливому наставнику я и сам пошел в педагогику, захотел работать с детьми, развивать в них творческое начало. Анатолий Александрович  сделал очень много для развития авто- и судомодельного спорта в нашем городе. Теперь эта эстафета перешла ко мне.

С 17 лет Вырьев уже руководил техническим кружком на станции юных техников, потом ушел в армию. Когда вернулся, окончил Московский приборостроительный техникум, а с 1988 года начал преподавательскую деятельность.

На вопрос, какая самая большая трудность возникла за все эти годы в его работе, Владислав Анатольевич ответил, что наиболее сложным остается организовать ребят работать в команде, так как после 90-х чувство коллективизма ушло, и в семьях этому уже не учат.

В творческие объединения «Автомоделирование» и «Судомоделирование» детей набирают с семи лет. Программа обучения рассчитана на семь лет, но есть такие увлеченные подростки, которые занимаются и дольше, а потом их увлечение становится решающим при выборе профессии. Многие выпускники Вырьева поступают в технические вузы. А навыки, которые школьники получают в Центре детского творчества, оказываются весьма полезными в дальнейшем обучении. Например, черчение, которое как предмет было убрано из школьной программы лет пять назад.

— Ребенок должен владеть линейкой и карандашом, — уверен педагог дополнительного образования, — без этого трудно дается объемное мышление, которое необходимо при работе с различными деталями. Вот на соревнованиях, например, требуется точность изготовления модели строго по чертежам, и дети должны учиться их понимать. Еще мои ученики осваивают работу с инструментами, изучают свойства разных материалов, технологию обработки. Обретают минимальные навыки владения станками. Мальчикам в жизни весьма пригодятся слесарные, токарные и столярные навыки.

Ярцевчане уже привыкли, что наши юные авто- и судомоделисты под руководством Владислава Вырьева занимают только призовые места в различных соревнованиях по авто- и судомоделированию. В теплое время года спортивные состязания проводятся на открытых водоемах, в холодное – в бассейнах. Поездки, конечно, требуют финансирования, и эта проблема лежит на плечах родителей, которые всячески поддерживают своих увлеченных детей.

Владислав Анатольевич рассказал и о других детях, которые приходят на занятия, но быстро теряют интерес. Это, как правило, дети обеспеченных родителей, которым легче купить радиоуправляемую модель, чем сделать ее своими руками. Но купить готовое — не значит чему-то научиться, приобщиться к творчеству.

А оно, творчество, дается нелегко, потому как материально-техническая база оставляет желать лучшего, сказывается недостаток финансирования учреждений дополнительного образования.

— Дети хотят сделать модель крутую, как они выражаются, и красивую, — продолжает свой рассказ Владислав Анатольевич. – Они хотят воплотить все свои мечты в какой-либо модели, но старое оборудование не позволяет. Мы на обычном фрезерном станке можем работать только в двух плоскостях, а вот на координатном можно работать в любой плоскости. Но… его у нас нет.

Но кто сказал, что трудности останавливают? Особенно творческих и увлеченных людей. Особенно тех, кто с детства чувствует свое призвание. Когда у мальчишек при виде механической игрушки загораются глаза, они, как правило, интересуются, как все это устроено, как работает. И начинают творить.

— Инженером буду, — говорит шестиклассник Тимур Бахретдинов. – Хочу создать такой автомобиль, который бы отличался от всего, что сейчас существует. Вот записался еще в кружок «Робототехника». Я с детского сада интересуюсь техникой и мне здесь интересно!

Конечно, не сразу все получается, но для того чтобы получилось, и нужен наставник. Задания, по мере перехода учеников из класса в класс, усложняются, и старшеклассники уже многое делают самостоятельно.

Кто-то сказал, что наставничество — это помощь одного человека другому в качественном переходе от одного уровня знаний к другому, профессиональных навыков, мышления и сознания. К сожалению, в нашем городе нет других технических кружков, кроме тех, что были описаны выше. А это значит, что и наставников кроме Вырьева больше нет. Он и сам называет себя последним из могикан в своем деле:

— Надеюсь, что кто-нибудь из моих учеников примет от меня эстафету наставничества. Но работа в дополнительном образовании сегодня мало привлекает молодых людей по многим причинам. Одна из них – зарплата. Сейчас педагогу, к сожалению, приходится уделять больше времени бумагам, чем детям – таковы требования системы образования. А когда я пришел на работу, то у меня из всех бумаг была только школьная тетрадка, куда записывал план работы. Сегодня  это целый список разнообразных программ… Тут нужно быть человекам увлеченным, быть энтузиастом.

Каждый год на обучении у Владислава Анатольевича в шести группах занимаются около 50 школьников. Кто-то выпускается, а на место выбывших приходят первоклашки и открывают для себя удивительный мир технического творчества. И в этом мире самое легкое – придумать, а самое сложное – воплотить в реальность. Но когда наставник разговаривает со своими учениками на одном языке, когда есть взаимопонимание, доверие и желание творить, то никакие сложности не могут помешать этому творчеству.

— За многолетний добросовестный труд Владислав Анатольевич отмечен государственной наградой «Почетный работник общего образования Российской Федерации», — подвела итог нашей встрече директор Центра детского творчества Елена Корчагина. – Когда родители приводят к нам мальчиков, я советую им творческое объединение под руководством Владислава Анатольевича. Это не просто обучение чему-либо, это школа жизни. Мальчикам необходимо техническое образование. Воспитанники Вырьева считаются одними из лучших в авто- и судомоделировании на Смоленщине. Некоторые из них — лауреаты президентских премий, многие побывали в «Артеке». Но главное — его мальчишки становятся увлеченными людьми, у которых есть цель в жизни. Мы ими гордимся!

Автор Светлана Кривенко


 №47 от 22.11.2018


Вам также может понравиться