История Культура Смоленский район

Недалеко от Смоленска расположен один из самых посещаемых уголков нашей области – Талашкино. Это место привлекает по разным причинам – кого-то приводит исторический интерес, многие выбирают живописные фленовские виды для свадебных фотосессий или приятных прогулок в тишине, а с недавнего времени здесь работают банкетные веранды (Фленово парк), где можно провести торжество или рабочую встречу.

Но обо всем по порядку.

Историю Талашкино невозможно представить без имен супругов Тенишевых. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева была по-настоящему удивительной женщиной, талантливой во всем, за что бралась. Родилась будущая княгиня в Петербурге, рано вышла замуж за Р.Н. Николаева, родила дочь, но союз оказался неудачным. Мария уезжает в Париж, где получает музыкальное образование, становится профессиональной певицей. На лето она приезжает в имение под Смоленском. Там знакомится с Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской и с князем, крупным российским промышленником Вячеславом Николаевичем Тенишевым.

Тенишев был старше Марии на 22 года, но они обвенчались. Родные мужа не приняли новую княгиню. В родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.

Заручившись поддержкой мужа, Тенишева начинает реализовывать себя. Ее таланты можно перечислять долго – прекрасная певица (голос меццо-сопрано), художница, эмальер  – в 1916 году княгиня защитила диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация», педагог, меценат, коллекционер. В столице Франции ей предлагали турне по Европе, однако она отказалась со словами: «Пение? Это – забава… Не этого хочет моя судьба».

Судьбой Тенишевой стало Талашкино, которое супруги купили у друга семьи – Святополк-Четвертинской в 1893 году, а после – и хутор Фленово. Управлять хозяйственными делами осталась бывшая владелица, а Тенишева бросила все силы на просветительскую деятельность. Благодаря ее труду, таланту и поддержке князя на рубеже 19-го и 20-го столетий Талашкино превратилось в центр просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно – развития сельского хозяйства России. Здесь встречались выдающиеся деятели культуры, вдохновленные идеей «нового русского Возрождения».  Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, С.В. Малютин, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

Во Фленово Тенишевы открыли сельскохозяйственную школу для крестьянских детей. Ученики брались на княжеское обеспечение.

Мария Клавдиевна считала, что в мире нет людей без таланта. Главное, найти дар и раскрыть его. В школе для этого были созданы все условия. Целью школы было не только дать широкое и многопрофильное образование, но и подготовить выпускников к самостоятельному, а не традиционно-общинному, ведению хозяйства. Реформы П.А. Столыпина реализовывались на практике гораздо раньше здесь – в российской глубинке. В школе обучали ремеслам, давали уроки эстетики, художественного воспитания. После аттестации выпускники могли поступить в сельскохозяйственную академию. Обучение соседствовало с физическим трудом – была пасека, садовое хозяйство. Слабых учеников не отчисляли, всех старались научить какому-то полезному делу.

При школе был создан балалаечный оркестр, театр, способные ученики переходили в талашкинские художественные мастерские, где под руководством профессиональных мастеров юные таланты занимались столярным делом, резьбой и росписью по дереву, вышиванием, керамикой. Одним из педагогов на протяжении трех лет был С.В. Малютин. Под его руководством качество выпускаемых произведений поставило мастерские на уровень художественно-промышленных. Это позволило реализовать идею Тенишевой: «Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт.  Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве… почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею?» Собранная Тенишевой коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела на публику неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске.

Изделия талашкинских мастеров пользовались большим спросом, Тенишева открыла в Москве магазин «Родник». Заказы на продукцию поступали даже из Лондона.

После революции 1917 года М.К. Тенишева вместе со Святополк-Четвертинской навсегда покинула Россию, поселившись во Франции. Княгиня тяжело переживала разлуку с Родиной. Она начала писать мемуары, которые позже опубликовала Екатерина Святополк-Четвертинская. 

Мария Клавдиевна Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом княжне, И.Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Наследие Тенишевых сохранилось до наших дней. Теремок –деревянный домик, украшенный узорчатой резьбой по мотивам русских былин и сказов. Благодаря своему необычному, сказочному виду получил название. Теремок был построен в 1901 году по проекту С. В. Малютина. Сейчас внутри здания находится музей, в котором можно увидеть дореволюционные фотографии, изделия талашкинских мастерских, акварели Врубеля, эскизы Рериха, старинные расписные балалайки.

 Церковь во имя Святого Духа была построена по совместному проекту С.В. Малютина, М.К. Тенишевой и И. Барщевского. Автор внутренних росписей и необычной мозаики «Спас Нерукотворный» над входом в церковь – Н.К. Рерих. Из-за нестандартных неканонических образов церковь Святого Духа не была освящена, в ней не проводились службы.

Само имение Тенишевых, к сожалению, не сохранилось.

В 2008 году на хуторе установили памятник княгине. Скульптор изобразил ее в движении, ведь при жизни Мария Клавдиевна не могла сидеть без дела.

На хуторе и сейчас будто витает особый дух одухотворенности, красоты, вечности. Каждый, кто гостит здесь, отмечает особую атмосферу, которую невозможно не почувствовать. Ты словно переносишься в начало 20-го века. Среди тополиных аллей, яблоневых садов, уникальных предметов русского декоративного искусства можно бродить бесконечно долго. Это место не зря притягивало таланты со всей России, здесь вдохновляет сама природа. Сюда хочется возвращаться и черпать вдохновение, это место по-настоящему передает русский дух.

Автор Ника Крылова


 №89 от 16.11.2018


Вам также может понравиться