1 октября отмечался Международный день музыки.
Когда мы приходим на концерт, наше внимание приковывают декорации сцены, наряды ведущих, выступление артистов. Но в стороне от сцены вы можете заметить человека с компьютером и микшерным пультом, который крутит на нем различные ручки и движки. Это звукорежиссер.
Странное дело, но весь звук, который мы слышим со сцены, подчиняется одному этому человеку. Основная работа звукорежиссера заключается в том, чтобы все звучало слаженно, помогало нам понимать происходящее на сцене. Чтобы голоса ведущих, песни, музыка к танцам и даже звуковые эффекты спектакля создавали целостную картину и воспринимались естественно и незаметно. В День музыки мне удалось побеседовать с одним из лучших звукорежиссеров района Сергеем Радченко.
— Сергей Александрович, Вы работаете в районном Доме культуры. В чем заключается Ваша работа?
— Звукорежиссер отвечает за музыкальное сопровождение, выстраивает звук до концерта, а на самом концерте помогает артисту хорошо звучать.
— Вы сами выбираете звуковое оформление?
— Чаще всего этим занимается режиссер концертной программы. Он представляет полную картину и приходит с уже готовыми решениями. Моя задача — внести какие-то поправки, если, например, выбранная песня записана не в очень хорошем качестве. Подготовка к концерту зависит от общих усилий многих людей.
— Как Вы стали звукорежиссером?
— Я начинал диджеем на дискотеках. Это было еще в советские времена. Потом стал работать и на концертах. Звукорежиссурой как основной работой занимаюсь с 1991 года.
— Почему именно звукорежиссура, а не другая работа, связанная с музыкой?
— Ну, потому что другой должности в небольших домах культуры и не бывает, музыкальных студий в районе нет. Но в ДК мы занимаемся и звукозаписью.
— Вы работали с кем-либо, помимо музыкантов нашего района?
— Это теперь артисты гастролируют со своей прокатной компанией, аппаратурой, людьми. А раньше приезжала и группа «На-На», и Владимир Кузьмин, довелось побыть звукооператором и у них.
— Где и у кого Вы учились?
— Все узнавал на практике. Самообразование не заменит классического, но я старался понять профессию. Конечно, все это нелегко давалось.
— Какими профессиональными качествами нужно обладать, чтобы работать звукорежиссером?
— Слышать, чувствовать. Если приезжает какая-либо группа, нужно заранее послушать их песни, похожие группы, чтобы примерно понимать, как они звучат, чего ожидать. Работать приходится со всеми жанрами, от рэпа до инструментальной классической музыки. Естественно, нужно знать и оборудование, на котором работаешь, компьютерные программы.
— Какими программами Вы пользуетесь?
— Cubase, Adobe Audition, плагины Waves.
— С какими сложностями Вы столкнулись в освоении профессии?
— На самом деле хочется больше посмотреть на других, послушать их звук. Редко получается даже просто съездить на какой-нибудь концерт, не то что понаблюдать вблизи за работой профессионалов.
— Как организован Ваш рабочий день?
— Мы готовим фонограммы к ближайшему концерту, монтируем под сценарий звуковые эффекты — колокола, например. Проверяем провода, чтобы они не были промяты или порваны, колонки чтобы не хрипели. Когда есть мероприятие — за час до него все уже должно быть готово. Если это небольшой концерт, часа за два до начала мы уже начинаем расставлять аппаратуру, проверять звук. К большим концертам готовимся несколько дней.
— Какие форс-мажорные обстоятельства чаще всего возникают, и как Вы справляетесь с ними, чтобы зритель не заметил накладки?
— Всякое бывает, техника есть техника. Но артисты — люди подготовленные, знают, что может произойти и как себя вести в этом случае. Например, села батарейка в микрофоне или отошел провод — они подойдут к другому микрофону. Если есть техник на сцене, он быстро все поменяет. И гитаристы знают, как доиграть песню без одной струны и потом поменять
инструмент.
— О чем должен помнить артист, чтобы Вам было легче работать?
— На сцене есть определенный порядок. Если микрофон стоит у барабана, не надо его снимать со стойки и в него петь. Бывает, что человек не привык к залу и поет мимо нот. В этом случае, если в потрековой записи есть отдельно
записанный голос, режиссер уже заранее ставит так называемые «штаны», а потом нажимает на какое-то время кнопку — и голос пошел в записи. Когда артист вернулся в тональность, кнопку отжимаем — и артист снова поет сам. Во время живого выступления подобные решения принимаются за доли секунды. С такими треками, например, к нам приезжала группа «На-На». Надо же, чтобы было красиво, чтобы люди слышали песню так, как они к ней привыкли.
— Насколько упростилась работа с появлением цифровой обработки, встроенными эффектами, предустановками?
— Бесспорно, в этом есть положительные моменты. Предустановками, тем не менее, чаще всего не пользуешься.
— Много ли эффектов стоит на голосе?
— Нет. Основные — это эквалайзер, компрессор, ревербератор.
— Какая музыка повлияла на Ваше желание заняться звуком?
— Я слушал все: поп-музыку, понятное дело — рок. Все по возрасту. Когда-то и тяжелый рок нравился, сейчас больше джаз.
— Обмениваетесь опытом с коллегами?
— У меня есть знакомый, с которым мы плотно общаемся на эту тему. По образованию он именно звукорежиссер. Сейчас работает не по специальности, но знает многие нюансы работы со звуком, мне с ним очень интересно разговаривать.
— Что Вам нравится в Вашей работе?
— Нравится, когда концерт прошел хорошо, без запинки, когда артисты старались. Интересно заниматься театральными постановками: хорошо, когда вовремя скрипнуло, хлопнуло.
— А что не нравится?
— Не очень нравится, когда все люди идут на концерт развлечься, а ты — на работу. Я, правда, давно смирился, что нет ни праздников, ни выходных. Это не только у звукорежиссеров, у всех работников культуры выходные и праздники — это рабочие дни.
— Если бы Вы попали в прошлое, какой совет Вы бы дали самому себе?
— Хотелось бы на каком-нибудь музыкальном инструменте играть, выучить нотную грамоту, иметь музыкальное образование. К сожалению, меня все это обошло стороной.
— Что бы Вы еще хотели сказать жителям нашего района?
— Чаще ходите на концерты. И не только на те, на которые приезжают знаменитости, но и на концерты наших самодеятельных артистов. Ведь мы в конечном итоге работаем для вас, зрителей.
№40 от 11.10.2018