Интервью Руднянский район События

Недавно учителю русского языка и литературы средней школы № 2 города Рудни Нине Петровне Большаковой присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».

О том, как начиналась ее педагогическая деятельность, о роли ее предметов в жизни, о современных учениках и их влиянии на учителя, о своем свободном времени и о многом другом говорит сегодня Нина Петровна, отвечая на наши вопросы.

– Нина Петровна, кто повлиял на Ваш выбор профессии?

– Закончила я школу № 1 города Рудни. Вспоминаю с огромной любовью и благодарностью своего учителя русского языка и литературы Сергееву Марию Родионовну. Она учила нас до 10 класса, познакомила с волшебным миром литературы, привила вкус к художественному слову. Читали мы в основном по программе. Мария Родионовна была таким интересным собеседником, во внеурочное время могла нам рассказать о том, что можно прочитать дополнительно, и мы начинали это читать.

Из нашего замечательного 10-г класса сразу четверо учеников стали учителями, из них трое – учителями русского языка и литературы. Это, естественно, говорит о нашем замечательном педагоге, которому низкий поклон.

Кто-то из нас поступил с первого раза, я стала студенткой со второй попытки. Пошла работать в Шиловскую восьмилетнюю школу, там познала все прелести преподавания русского языка и литературы на практике. Через год поступила в Смоленский педагогический институт, после окончания которого в 1981 году по распределению поехала в Микулинскую среднюю школу.

– Кого Вы считаете своим наставником в работе?

– Именно в Микулинской школе произошла встреча с мудрым руководителем, талантливым педагогом, человеком щедрой души, ставшим самым главным моим наставником, директором школы Быстровым Виктором Федоровичем. Своими человеческими качествами он учил нас, молодых специалистов, очень многому: помогал, поддерживал, давал добрые советы.

Вспоминаю период работы в Микулино со слезами радости на глазах. Одновременно в школу приехали пятеро молодых специалистов: два учителя русского языка, иностранного, два историка. Жили мы там же, в деревне, около церкви, веселой компанией.  С 1 сентября с детьми поехали на лен, на картошку, собирали урожай, пели песни в дороге. По вечерам играли в школе вместе с детьми в волейбол. Отработала я в сельской школе три года.

После декретного отпуска  три года трудилась методистом в отделе образования. Постоянно, по совместительству, ездила в Шубковскую, Микулинскую школы вести уроки. И, видимо, этого мне было мало. Захотелось с детьми работать не два раза в неделю, а каждый день. Поэтому перешла в среднюю школу № 2. В нынешнем году исполняется 29 лет, как работаю учителем в одной школе.

– Какими были ученики в первые годы Вашей работы в сравнении с современными?

– Современные учащиеся, конечно же, отличаются от тех, с кем работала в первые годы. Принципиально изменилась жизнь, социальный мир, ожидания взрослых и детей. Общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Со множеством проблем сталкиваются современные дети: информационная перегруженность, погоня за успехом, высокая конкуренция, дефицит времени. Но они, как и раньше, остаются детьми: мечтают, дружат, волнуются, влюбляются.

– Кто-нибудь из Ваших бывших учеников пошел по Вашим стопам и стал учителем русского языка и литературы?

– Педагогом никто не стал, а вот будущие журналисты у меня среди учеников есть. Это Вероника Перзашкевич и Дарья Корбанкова. Горжусь своими учениками и желаю им стать настоящими профессионалами своего дела.

– Читает ли нынешнее поколение школьников?

– В век современных технологий чтение, к сожалению, занимает не первое место в жизни моих детей. Но многие из них прекрасно понимают, что заменить полноценное чтение электронным вариантом невозможно. Я очень благодарна своим ученикам, которые с любовью оформляют читательские дневники, выступают на уроках с рекламой любимой книги. Юное поколение с удовольствием читает и признанную классику, и современных авторов. Ученики старших классов приходят в школьную библиотеку в основном за справочной литературой и произведениями, которые изучают по школьной программе.

– По Вашему мнению, с тех пор, как появился единый госэкзамен, подходы детей к учебе изменились?

– После введения ЕГЭ изменилась система оценки знаний учащихся. Мотивированные на учебу ребята стали более серьезно относиться к своей деятельности, чтобы получить на экзамене необходимое количество баллов. Для них появился стимул лучше подготовиться к поступлению в вуз. У немотивированных детей ничего не изменилось.

– Несколько лет назад в ЕГЭ вернули сочинение. Оно всегда подстегивало к чтению произведений. Есть ли эффект от этого возвращения?

– Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление – одна из самых актуальных задач современной школы. Этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Очевидна значимость этого задания в структуре ЕГЭ.

– Считается, что русский язык, литература – одни из главных предметов в школе. Хватает ли учебных часов для их качественного изучения?

– С переходом на пятидневку в школе еще сократилось количество учебных часов. Два часа в неделю в старших классах для русского языка – это маловато.

Одно из требований ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) – научить ученика самостоятельно приобретать знания. И если после 9 класса ученик уже этот навык приобрел и умеет находить нужную информацию, перерабатывать ее, для него хватает часов и русского языка, и литературы. Но мы работаем с разными категориями детей.

– Какие доводы Вы приводите, объясняя ученикам, что знание ваших предметов понадобится им в жизни?

– Знание русского языка и литературы – это показатель культуры и уровня образованности каждого человека. Язык – важнейшее средство общения во всех сферах жизни и деятельности человека с детства и до глубокой старости, это средство обучения основам всех наук.

С помощью литературы ребята учатся различать мнимые и подлинные ценности, извлекать из прочитанного важнейшие уроки. Это им необходимо в самостоятельной жизни.

– Чему вы хотите научить ребят на уроках литературы?

– Я хочу, чтобы мои ученики стали грамотными, талантливыми читателями. А настоящее чтение захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе, заставляет всматриваться в сложность человеческой души, думать над своей судьбой, над будущим. Но полезное чтение – сложный труд души. Однако труд необходимый.

– Вы – учитель с огромным стажем, а чему учат Вас ученики?

– Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствуя свое мастерство. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться. Не исключение и я. 

Чему учусь у своих учеников? Умению жить в современном мире. Также мои ученики помогают мне совершенствовать информационную грамотность.  Очень часто на уроках литературы у нас бывает минутка рекламы любимой книги. Бывает, что ребята рекомендуют ту или иную книгу. Читаю.

– Вы слывете чрезвычайно строгим, требовательным учителем.  Каким ученикам Вы радуетесь?

– Мне приятно и ответственно работать с каждым из моих учеников. Я радуюсь их успехам и мотивирую к дальнейшему самосовершенствованию. Стараюсь создать каждому из них ситуацию успеха. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Если продолжить мысль, можно сказать и так: «Успех школьнику может создать тот учитель, который сам переживает радость успеха». Считаю себя успешной – я с радостью иду на работу. Позитивно отношусь к жизни, стараюсь находить в себе лучшие, благородные чувства и передавать их своим ученикам. Маленькие успехи, достижения ребят на уроке, дома – всегда радуют.

– Ваши любимые произведение, автор.

– Михаил Булгаков «Белая гвардия», из зарубежной литературы – Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

– Если у Вас есть свободное время, как его проводите?

– Его бывает очень мало. Стараюсь сменить вид деятельности, например, провожу свободное время в своем родном палисаднике. Люблю выращивать цветы, ухаживать за ними, наслаждаться красотой. Люблю читать и смотреть старые добрые советские фильмы.

– Какое время года Вам по душе?

– Люблю золотую осень. У меня осенью два больших праздника: в сентябре – день рождения, в октябре – День учителя.

– Ваши пожелания учителям района накануне профессионального праздника?

– Хочу выразить свою искреннюю признательность всем учителям района за преданность профессии, неравнодушие, доброту и бескорыстие. Желаю каждому признания и уважения, душевного благополучия, крепкого здоровья и вечной гармонии сердца и души. Пусть дети будут благодарны вам за знания, пусть признательны будут родители за ваш неоценимый труд. Долгих лет успешного преподавания и неисчислимых дней радости.


Рудня №39 от 04.10.2018