Командир поискового отряда «Рейд» Руслан Лукашов: «О том, что в районе Рыльково, да и в других местах по переднему краю, где велись ожесточенные бои, до сих пор остаются временные захоронения и забытые братские могилы, мы поняли не сегодня…»
В конце августа на имя главы муниципального образования «Гагаринский район» Романа Журавлева поступило обращение от историко-краеведческого объединения при Музее Ю.А. Гагарина и группы гагаринских поисковиков с таким содержанием:
«Информируем Вас, что с 17 по 26 августа 2018 года на территории Акатовского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области состоялся очередной этап поисковой экспедиции «Вахта Памяти», организованный силами гагаринского поискового отряда «Рейд».
В результате поисковых работ с использованием материалов Центрального архива Минобороны РФ в лесу, в 300 метрах от д.Рыльково, удалось обнаружить два неучтённых воинских захоронения, представлявших собой провалы в грунте. Проведённая за несколько дней эксгумация дала следующие результаты.
Из первой могилы, где, по архивным сведениям, было захоронено 72 человека, удалось извлечь останки, принадлежащие 55 погибшим. Скелеты и части скелетов еще 17 человек отсутствовали. При этом в раскопе была обнаружена резиновая перчатка послевоенного образца и березовый обрубок из ограждения могилы. Установленные факты и показания местных жителей указывают на то, что эту конкретную могилу еще в 1949-1951 годах пытались перенести в Гжатск, но завершить начатую работу не смогли.
Во втором захоронении нами обнаружены и подняты останки 20 погибших, что точно соответствует документам ЦАМО РФ.
По донесениям военного периода удалось установить персональные данные на 23 погибших – все они из 32-й стрелковой дивизии, которая в марте-апреле 1942 года вела наступательные бои в районе Рыльково и несла большие потери. Более того: семь из 23 установленных имен уже значатся в Книге памяти Гагаринского района как погибшие и перезахороненные из Рыльково в братскую могилу №2 (воинский мемориал) на восточной окраине города.
Принимая во внимание тот факт, что часть останков (не менее 17 погибших) из обнаруженной нами неучтённой братской могилы с большой вероятностью перезахоронены в г.Гагарин, ходатайствуем о захоронении всех обнаруженных останков в ту же братскую могилу №2.
Торжественное перезахоронение с отданием воинских почестей предлагаем провести 24 сентября – в канун 75-летия освобождения Смоленской области от фашистских захватчиков.
Р.В. Лукашов, А.Ф. Емельяненков».
Редакция «Гжатского вестника» обратилась к авторам письма с просьбой рассказать, как были обнаружены неучтенные могилы и что удалось узнать о самих погибших.
– О том, что в районе Рыльково, да и в других местах по переднему краю, где велись ожесточенные бои, до сих пор остаются временные захоронения и забытые братские могилы, мы поняли не сегодня, – поделился командир поискового отряда «Рейд» Руслан Лукашов. – Но только недавно в нашем распоряжении оказались сканкопии документов из Центрального архива Минобороны с данными о погибших и указанием братских могил, оставленных (в этом конкретном случае) 32-й стрелковой дивизией. В районе Рыльково только за март-апрель 1942 года отмечено 14 таких мест с числом захороненных от 10-12 до 157 человек в воронках и временных могилах. Какие-то из них были обнаружены ранее – во время общесоюзной Вахты Памяти 1990 года и в поисковых экспедициях последующих лет. А что-то, как в нашем случае, оставалось ненайденным до наших дней. Причем не где-то глубоко в лесу, в каком-то недоступном месте, а почти у самой дороги Рыльково-Долгое, в 300-400 метрах от крайнего дома. Тут сотни ног прошли, и не раз. Но только опытный человек, с особой интуицией поисковика смог установить, что под неприметным провалом в грунте, которые встречаются на каждом шагу, на большой глубине – останки погибших. Когда мы это твердо поняли, было решено собирать отряд, ставить полевой лагерь и проводить эксгумацию по всем правилам военной археологии.
Председатель историко-краеведческого объединения при Музее Ю.А. Гагарина и наш коллега, журналист «Российской газеты» Александр Емельяненков, который участвовал в раскопках и был свидетелем происходящего, добавил:
– Останки были подняты из двух, расположенных рядом, временных захоронений. Та яма, которую вскрывали первой, была, по всей видимости, большой воронкой. По документам о потерях 32-й стрелковой дивизии, в нее собрали погибших не позднее 7 марта 1942 года. Имена и фамилии 21 бойца указаны, еще 51 похоронены как неизвестные. Через две недели, 24 марта, в яме по соседству похоронили еще 20 человек. Указаны имена только двоих. Это красноармейцы Зайцев Василий Бакулович 1908 года рождения, предположительно из Мордовии, и Зикунов Алексей Николаевич, 1911 года, из Орехово-Зуево Московской области.
Ни в первом, ни во втором раскопе, несмотря на всю тщательность проводившихся работ, медальонов с персональной информацией найдено не было. В одном случае удалось поднять перочинный нож с надписью «Аня М.», но с именами погибших это, увы, не пересеклось. В другом случае из валенка погибшего бойца были извлечены нож и две столовые ложки. На одной из них удалось разобрать инициалы: «И.А.С.». Но и тут нас ждало разочарование: с именами погибших, которые по документам ЦАМО значатся в обнаруженных захоронениях, это не совпадало. А вот в картотеке военкомата и Книге памяти Гагаринского района, где значатся и другие бойцы, погибшие в районе Рыльково, в том числе из 19-й стрелковой дивизии и 36-й стрелковой бригады, которые были в марте-апреле 1942 года соседями слева и справа 32-й дивизии, удалось найти такие сведения:
Илларионов Александр Степанович, сержант, погиб 09.05.42, Рыльково,
Исаев Александр Степанович, 1902, красноармеец, погиб 20.03.42, Сорокино.
Может, ложка с инициалами «И.А.С.» принадлежала одному из них? Наш поиск на местах боев и в архивах продолжится.
PS: Незадолго до подписания этого выпуска в печать заместитель главы Гагаринского района Людмила Морозова сообщила «Гжатскому вестнику», что обращение поисковиков и краеведов рассмотрено и по нему принято положительное решение. Торжественное перезахоронение останков, частично уже перенесенных из боевого захоронения у деревни Рыльково в братскую могилу №2 на восточной окраине города, будет произведено 24 сентября там же – на воинском мемориале у Вечного огня.