В районе д. Бывалка Коро-бецкого сельского поселения 18 августа завершились работы по подъёму мотора и других частей военного истребителя «Як-1», принадлежавшего авиационной эскадрилье «Нормандия», которая в 1944 г. была преобразована в полк «Нормандия-Неман».
Инициатором проведения этой международной поисковой экспедиции стал французский военный историк-археолог Пьер Малиновский, который ранее, в составе Иностранного легиона, участвовал в подъёме останков русских солдат, погибших на территории Франции в годы первой мировой войны. Его идея была поддержана общественной активисткой Марией Катасоновой. Обращением Пьера Малиновского заинтересовались в Администрации Президента Российской Федерации, а организация экспедиции была поручена Экспедиционному центру Министерства обороны РФ.
Самое активное участие в работе этой международной экспедиции приняли военнослужащие дислоцирующихся под Ельней воинских частей 144-й гвардейской мотострелковой Ельнинской Краснознамённой, ордена Суворова дивизии, которые вошли в состав сводной роты Западного военного округа Минобороны, состоящей из отдельного поискового батальона, военных медиков, инженерно-сапёрного подразделения, военной полиции и представителей тыла.
Общее фото на память
Полевой лагерь на 50 человек был разбит в этой местности 6 августа. Наши военные приняли непосредственное участие в его обустройстве и создании всех необходимых условий жизнедеятельности участников экспедиции, а также проложили километр дороги через болота и лесные заросли, обеспечили доставку людей и необходимой техники к месту работ многоцелевыми гусеничными тягачами МТЛБ, смонтировали понтоны для работы водолазов. Для того, чтобы обеспечить сохранность даже самых небольших объектов, поднимаемых со дна озера специальными илососами, ими была создана многоуровневая запруда, с несколькими слоями фильтрации воды, и специальный короб из металлической сетки.
Непосредственно на глубине работали водолазы предприятия подъёмно-технических работ «Пётр» из г. Воронежа.
По приглашению организаторов, в заключительном дне работы международной экспедиции приняли участие Глава Ельнинского района Николай Мищенков, заместитель главы района Михаил Пысин, представители федеральных российских СМИ, местные журналисты.
Представитель пресс-службы ЗВО старший лейтенант Евгений Половодов от лица организаторов экспедиции выразил благодарность руководству района, органам местного самоуправления, сотрудникам райотдела полиции за тесное взаимодействие и взаимопонимание.
Уровень организации нынешней международной экспедиции впечатлил даже видавших виды федеральных журналистов. Сразу видно – работают военные. Над аккуратно скошенной травой и затянутыми масксетью палатками развеваются российский и французский флаги. Рядом размещён стенд с распорядком дня и свежим боевым листком. Всё безупречно, в соответствии со строгой воинской дисциплиной.
Глядя в ясное голубое небо, было трудно поверить в то, что 75 лет назад здесь происходили трагические события.
Аэродром базирования «Нормандии» находился под Спас-Деменском, который был освобождён от немецко-фашистских захватчиков 13 августа 1943 г. В небе над Ельней французские пилоты обнаружили целую «стаю» фашистских бомбардировщиков «Хе-111», летевших бомбить наступающие советские войска. Не раздумывая, они бросились в атаку, но попали под обстрел немецких истребителей сопровождения. В ходе воздушного боя 31 августа 1943 года французская эскадрилья потеряла двух лётчиков – капитана Поля де Форжа и младшего лейтенанта Жана Блеза де Сибура.
Местные жители видели, как горящий самолёт упал в болотистой местности недалеко от Бывалки, а части его корпуса ещё долго торчали над поверхностью почвы. Постепенно, под весом мотора, самолёт начал погружаться в болото. Попытки поднять его предпринимались неоднократно. Из них наиболее масштабные были предприняты в 1987 г. московскими метростроевцами и в 1998 г. – при содействии МЧС. Но неумелые действия привели к тому, что корпус самолёта был полностью разрушен, а двигатель весом почти в тонну засосало в ил на глубину 6-7 метров. Ранее удалось поднять только торчавший над поверхностью хвост машины, который был передан в музей «Нормандии-Неман» во Францию.
Вместе со съёмочными группами федеральных СМИ едем по специальной просеке к озеру на мощных МТЛБ.
Несмотря на наше прибытие, рабочая суета вокруг места подъёма не прекращается ни на минуту. Все сосредоточены на подготовке завершающего этапа операции. Есть время ознакомиться с разложенными на столах мелкими деталями, поднятыми со дна озера за прошедшие две недели. Всего их больше тысячи. Среди них куски деревянной обшивки корпуса самолёта, остатки шлемофона пилота с резиновыми прокладками наушников, обрывки парашютных лямок, обломки радиостанции, компаса с приборной панели, труб, двухкопеечная монета военных лет, оплавленный фрагмент бронестекла кабины, что подтверждает горение машины при падении.
На наших глазах поднимают крышку небольшого люка, прикрывающую один из агрегатных узлов, с нацарапанной на ней надписью «капот» и цифрой «4», а также фрагмент двигателя с частично сохранившимся отчётливым номером.
Фото с поднятым двигателем
Заместитель гендиректора фирмы «Пётр» Ярослав Латарцев уверен – главное сейчас – найти полный серийный номер мотора, тогда в архиве несложно будет установить дату выпуска самолёта, завод-изготовитель, за каким лётчиком была закреплена машина.
Новая находка водолазов – несколько патронов пулемёта УБС и снаряды для бортовой пушки ШВАК, которые тут же передают сапёрам для проверки их безопасности. Надо отдать должное – экипированные в специальные костюмы сапёры под руководством старшего лейтенанта Александра Кунгурцева работают быстро и слаженно.
Пьер Малиновский демонстрирует журналистам крохотный кусочек голубой ткани – такие шарфы из джерси носили французские военные лётчики. Проанализировав уже имеющиеся данные, он уверен – на дне озера находится самолёт Жана Блеза де Сибура.
Фото с Пьером Малиновским
Следуя строгому научному подходу, руководитель экспедиции Анатолий Калемберг замечает, что какие-либо выводы можно будет сделать только после тщательного изучения поднятых деталей и идентификации заводского номера мотора по архивным карточкам боевых потерь «Нормандии».
По рассказам очевидцев, упавший самолёт вначале был не слишком разрушен, и местные с помощью трактора сорвали с него винт, который сразу же обменяли на две пачки махорки.
Но наибольший ущерб целостности машины всё же нанесли неопытные энтузиасты, которые пытались вытащить её из болота с помощью железных багров, экскаватора, а кому-то даже пришла в голову мысль заложить под неё взрывчатку, в надежде, что сила взрыва вытолкнет самолёт на поверхность…
Итог деятельности этих «кулибиных» – набор фрагментов машины, крупнейший из которых – двигатель, погрузившихся на большую глубину, да целые залежи брёвен и веток, поднятых на поверхность водолазами, которые сильно осложнили им работу.
Известные блогеры с авиационного Интернет-форума «Тризна», поисковики Владимир Карпов («Титаник») и Виталий Мамедов («Оленевод») уже 20 лет занимаются разгадкой тайны истребителя под Бывалкой. За это время они досконально изучили всю имеющуюся информацию о нём и собрали множество впечатляющих фактов. По их словам, лётчик сильно обгорел, но находился в кабине. Его видели местные жители, а женщины даже из-за этого боялись ходить в лес. Исследователи беседовали с одним из деревенских мужчин, который помнит, что, будучи подростком, в 1974 г., во время сенокоса они с отцом привязывали лошадь к торчащему из земли остову самолёта.
А то, что пилот был французом, выяснилось, когда местные мальчишки багром пытались оторвать какую-то деталь. Из образовавшегося отверстия выпал обрывок газеты на французском языке, как позже пояснила им школьная учительница.
Подъём мотора начался строго в соответствии с графиком. Волнение всё больше нарастало. Водолазы прикрепили к нему тросы, взревел двигатель МТЛБ… Но поднять удалось только коленвал и корпус редуктора, который передаёт крутящий момент на винт самолёта.
Водолазы вновь спускаются под воду, надёжно крепят мотор, и он, по специальным направляющим, плавно «выходит» на поверхность.
Вначале работают сапёры. Дело в том, что мотор «Як-1» совмещён с пушкой ШВАК, ствол которой проходит через двигатель, а отверстие для выстрела находится как раз в центре крепления винта. Поэтому есть опасность, что там остались неотстрелянные снаряды.
После промывки водой, металлические части мотора так блестят на солнце, что можно подумать – «движок» только спустили с заводского конвейера, а ведь он 75 лет пролежал в болотной жиже.
На поверхность поднимают бронеспинку кресла пилота, которая защищает его со спины. Хорошо видно, что она обгорела. Обычно в таких случаях, при ударе о землю, если пилот находился в кабине, бронеспинка прочно прижимает его тело к мотору.
Увы, останков лётчика, как и парашюта, обнаружить так и не удалось, хотя буквально через сито были просеяны тонны донного ила.
По оценкам специалистов, поднятый двигатель марки М-105 с заводским номером 315-2468 принадлежит самолёту «Як-1» поздней модификации. На таком в свой последний полет отправился именно Жан Блез де Сибур – талантливый авиамеханик, в своё время помогавший совершенствовать британские истребители.
Родился он в Лондоне 29 января 1922 г., в семье прославленного французского авиатора из рода графов де Сибур. После начала второй мировой войны Жан вступил в ряды «Сражающейся Франции», а затем записался добровольцем в истребительную группу «Нормандия», воевавшую против фашистов на стороне СССР. Звание аспиранта было присвоено Жану Блезу де Сибуру 15 марта 1943 г. На советско-германский фронт он прибыл 3 августа, а 31 августа 1943 г. де Сибур пропал без вести в воздушном бою под Ельней. Этот боевой вылет был для него вторым и последним. Самому молодому лётчику полка «Нормандия» навсегда остался 21 год.
При подготовке экспедиции Пьеру Малиновскому удалось связаться с сестрой де Сибура. Женщина живёт в Лос-Анджелесе (США), ей 97 лет. Несмотря на возраст, она сразу же откликнулась и предоставила историку все имеющиеся у неё фотографии и документы.
Где погиб капитан Поль де Форж, пока так и осталось неизвестным.
Анатолий Калемберг и Пьер Малиновский особо отметили, что главные герои этой операции – водолазы. Благодаря высокому профессионализму воронежцев, которые в условиях нулевой видимости работали практически на ощупь, удалось завершить подъём мотора самолёта и самых мелких его частей в самый короткий срок.
По словам Анатолия Калемберга, работать водолазам было очень сложно и опасно. От предшествующих экспедиций на глубине осталось много старых конструкций из брёвен, металлических труб и проволоки. Угроза их обрушения была довольно велика.
– В таких условиях за семь рабочих дней подготовить всё для поднятия мотора – это уникальный случай, – уверен руководитель экспедиции.
– Мы работали попеременно – каждый по два часа, – рассказал водолаз Иван Гуньков. – Мотор находился под водой и четырёхметровой толщей болотного ила, который вначале размывали напором воды, а затем специальным эжектором откачивали на поверхность. Сложно переделывать чужую работу, тем более, что в мутной воде практически отсутствует видимость. Да и вода здесь родниковая, поэтому на глубине было очень холодно.
Анатолий Калемберг пояснил, что экспедиция на этом не заканчивается. Далее предстоит серьёзная работа с архивными документами, по завершении которой мотор самолёта «Як-1» будет отправлен в музей.
Затем собравшиеся приняли участие в торжественной церемонии возложения цветов к импровизированному мемориалу в память о героическом французском лётчике.
К сожалению, его судьба так и осталась неизвестной. Хотя со слов очевидцев существует и другая версия. Подбитый самолёт летел в направлении Спас-Деменска, но, вероятно, пилот был ранен и в какой-то момент машина спланировала на поверхность земли. Находившийся в кабине лётчик погиб и был впоследствии захоронен в одной из братских могил в д. Бывалка. Позднее, в 50-х – 60-х годах ХХ века, останки погибших со всего района были перенесены на воинское кладбище в сквере Боевой Славы города Ельни. Возможно, и Жан Блез де Сибур ныне покоится здесь.
Российско-французская экспедиция ещё раз напомнила нам о том, что в годы Великой Отечественной войны рядом с советскими лётчиками геройски сражались французские пилоты. И об этом не нужно забывать народам России и Франции.
Ельнинцы уверены, что лётчик эскадрильи «Нормандия» Жан Блез де Сибур, геройски погибший близ границы Смоленской и Калужской областей в период боёв за освобождение Ельни, достоин того, чтобы его имя было увековечено в сквере Боевой Славы, который является святым местом не только для россиян, но и для многих жителей ближнего и дальнего зарубежья.
К сведению читателей, уже во время проведения международной экспедиции начались работы по подъёму штурмовика с советским экипажем, который, по рассказам местного жителя, нашли в Глинковском районе, недалеко от д. Беззаботы, рядом с железнодорожной веткой Ельня – Смоленск. Вероятно, он выполнял задание по предотвращению переброски противником подкрепления железнодорожным транспортом.
«Ил-2» был сбит практически одновременно с «Як-1». «Летающий танк» вонзился в землю на большой скорости, поэтому обломки машины сильно разбросаны. При помощи Экспедиционного центра МО РФ поисковикам уже удалось поднять на поверхность множество деталей и фрагменты останков экипажа. Есть надежда, что эти герои не останутся безымянными.
А Пьер Малиновский и Мария Катасонова уже планируют в апреле 2019 года начать раскопки на месте сражения 1812 г. у Валутиной горы, что на северо-восточной окраине Смоленска. Здесь Барклай де Толли сдерживал наступление Наполеона, прикрывая отход главных сил русской армии. Тогда с обеих сторон погибли тысячи солдат и офицеров.
№35 от 31.08.2018