По русской пословице лето уже преодолело свою «макушку» — июль. А это значит, что все меньше времени остается до начала очередного отопительного сезона. О том, что готовить «сани» к зиме нужно летом, всегда помнят на Вяземском филиале ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», где перед началом осенне-зимнего периода работы идут полным ходом. Эта стало актуальной темой для беседы с главным инженером предприятия А.Е. Калининым, которая состоялась на территории котельной, расположенной на улице Маяковского.
— Андрей Евгеньевич, а почему именно здесь вы назначили нашу встречу?
— Для этого был весомый повод. Читательской аудитории наверняка известно, что котельная на улице Маяковской – одна из самых старых в городе и, естественно, давно нуждается в плановой замене оборудования. Этим мы в последнее время активно занимаемся. Так, в 2017 году на котельной была заменена дымовая труба. А в нынешнем – установлен новый котел, стоимость которого почти 13 миллионов рублей.
— А чем новый котел отличается от старого?
— Основное отличие — в практически полном исключении участия человека в его запуске. Если раньше розжиг осуществляли два работника, то сейчас оператору достаточно повернуть тумблер и нажать несколько кнопок. Диагностика неисправностей оборудования и степень подготовки котла к розжигу также проводится автоматически. Если выявляется несоответствие каких-то параметров, то на мониторе высвечивается код ошибки. Это новое поколение газоиспользующего оборудования, которое более технологично и является энергосберегающим. Следует отметить, что при разработке стратегии развития предприятия мы особое внимание уделили именно модернизации источников теплоснабжения.
— Это интересная тема, учитывая уровень развития и широкого использования инноваций по стране в целом. Так что же представляет собой эта стратегия?
— Во-первых, стратегия рассчитана на 3 — 5 лет. Это позволяет ставить реальные задачи и воплощать их в жизнь. Во-вторых, условно мы выделяем здесь два направления. Прежде всего, плановый текущий ремонт. Слабые места в нашем хозяйстве выявляются и устраняются по окончании отопительного сезона. Второе направление касается развития производства, главная цель которого – улучшение качества подачи тепловой энергии до потребителя. А это, как вы понимаете, отопление и горячая вода.
— Что касается первого направления, то здесь все понятно: обнаружили неисправность, устранили ее к началу нового сезона. А вот как сегодня развивается ваш филиал, хотелось бы узнать. Расскажите об этом, пожалуйста.
— Предприятие совершенствуется по нескольким направлениям. Начнем с того, что сегодня широко применяются новые материалы. У «тепловиков» слабым звеном всегда были сетевые трубопроводы. Стальные, проложенные в земле, они служат всего десять, максимум пятнадцать лет. В настоящее время мы используем трубы с пенополиуретановой изоляцией, у которых немало плюсов. Находясь в земле, они не боятся ни грунтовых вод, ни движения почвы, ни блуждающих токов. Кроме уменьшения потерь тепловой энергии, увеличения срока эксплуатации (а такие трубы служат 30 и более лет), это сокращение затрат на техобслуживание. А еще – развитие и совершенствование системы теплоснабжения.
— Как ваш потребитель не могу не затронуть вопрос о ежегодном увеличении платы за тепло и горячую воду.
— К сожалению, в условиях рыночной экономики это неизбежно. Увеличивается стоимость исходных ресурсов (газа, воды, электроэнергии), повышается стоимость материалов, оборудования и комплектующих. Однако мы ищем пути для сдерживания тарифов на теплоснабжение. Один из них – уменьшение затрат на эксплуатацию оборудования и производство теп-
ловой энергии, что является еще одним направлением в стратегии развития. Для этого мы используем внедрение технологий, позволяющих снижать объемы потребления энергоресурсов. В частности, производится замена электрических насосов на новые – самые современные.
— Каково же третье направление в стратегии развития предприятия?
— Это полная модернизация котельных с установкой нового оборудования, что позволяет рационально расходовать энергоресурсы, увеличивать надежность систем теплоснабжения, сводя на нет количество остановок. Применение новых технологий исключает негативное влияние человеческого фактора: ведь любая ошибка, пускай даже и допущенная случайно, может привести к аварии. Автоматику управления процессом нельзя отвлечь. Она контролирует и себя, и процесс горения; следит за всеми основными параметрами, даже за концентрацией газа в помещении котельной. В случае малейшего отклонения подаст необходимый сигнал и произведет основные переключения. Впрочем, об этом мы говорили в самом начале встречи на примере котельной на улице Маяковского.
— Мне довелось наблюдать за тем, как работает такая автоматика на котельной «Восток», присутствуя при её запуске. Надо сказать, впечатляющее зрелище. Андрей Евгеньевич, а какие еще котельные были модернизованы за последние годы?
— За последние пять лет был проделан огромный объем работ. Такого в нашем городе не происходило в течение последних 15 — 20 лет. Полностью реконструированы котельные по адресам: улица Кронштадтская, 6 и улица Кронштадтская, 21; улица С. Перовской, 6; в деревне Ново-Никольское. Введены в эксплуатацию модульные котельные в микрорайоне «Юбилейный», на улице Московской, на станции Семлево. А еще числе выполненных работ – замена тепловых сетей (каждый год — около восьми километров труб); реконструкция тепловых пунктов; замена насосного оборудования, запорной арматуры и многое другое. Словом, к началу нового отопительного сезона мы будем готовы.
№30 от 02.08.2018