Специалисты авиапоиска и поисковики от Томска до Смоленска приняли участие в межрегиональном семинаре-практикуме “Небо Родины”, прошедшем неподалеку от села Карманово Гагаринского района.
С 15 по 17 июня палаточный лагерь на побережье Яузы собрал более 70 организаторов авиационного поиска времен Великой Отечественной войны для участия в семинаре-практикуме “Небо Родины”.
– В течение трех дней заросшие овраги и леса Кармановского поселения стали предметом тщательных раскопов поисковиков и специалистов авиапоиска из Москвы и Московской области, Тулы, Пензы и Рязани, Томской и Смоленской областей, Татарстана, а также Беларуси и Латвии, – сообщил куратор семинара “Небо Родины” Данила Лактюхин.
В числе соорганизаторов семинара – поисковые отряды, которые 11 лет занимаются авиапоиском: отряд “Надежда” из подмосковной Коломны и гагаринская группа “Рейд”. Поисковики провели предварительную разведку и обеспечили месторасположения лагеря и организацию семинара.
В эти три дня участники межрегионального семинара отработали методику поисковых работ на местах катастроф самолетов времен Великой Отечественной войны и идентификацию летчиков, обследовали места вынужденных посадок и катастроф 11 советских военных самолетов.
Ключевой темой семинара стало исследование мест крушений самолетов-штурмовиков Ил-2. Так, накануне, 14 июня, в районе расположения полевого лагеря были проведены повторные работы на месте падения Ил-2 №1873408, обнаруженного несколько лет назад. По нему ведется архивная работа.
Как рассказал член экспертного совета по авиапоиску, заместитель командира отряда «Надежда» из города Коломны (Московская область) Сергей Катков, уже в пятницу, 15 июня, следуя информации жителей Карманова, поисковики обнаружили в черте села два новых места крушения Ил-2, где погибли оба пилота. Удалось найти бронелист с номером одного самолета, принадлежащего 611 ШАП. По итогам этой экспедиции будут проведены реставрационные работы по уточнению надписи на номерной детали.
16 июня обследовано еще несколько мест вынужденных посадок и катастроф самолетов-штурмовиков Ил-2, в частности, в районе урочища Леушино. Там собраны мелкие обломки дюрали. Предположительно самолет упал на советские позиции.
В районе Сорокина болота, это западнее Карманова, поисковики работали на месте падения самолета Ил-2, номер мотора которого был уже известен. Найдены детали карбюратора, поршневые пальцы, шатун двигателя, масляный фильтр.
Близ села Конобеево обследовано известное место вынужденной посадки Ил-2 – номера не найдены. А на северном берегу Яузы обследован найденный ранее самолет Ил-2. В этом месте обнаружены пряжки парашютной системы, многочисленные обломки, шатуны и поршни с номерами мотора. По архивным данным, самолет 724 ШАП 233 ШАД был потерян 22 августа 1942 года. На данном этапе ведется работа по установлению личности летчика.
Во второй половине дня 16 июня на другой точке, также на берегу Яузы, были найдены обломки крыльев, створка шасси с заводским номером самолета №1878307, на котором 10 августа 1942 года был сбит старший сержант 784 ШАП 232 ШАД летчик Павел Петрович Перов. Летчик выжил.
Группой под руководством члена экспертного совета по авиации «Поискового движения России», поисковика объединения “Отечество” Республики Татарстан Ильи Прокофьева исследовано место катастрофы самолета Пе-2 в районе урочища Кривцы. Найден технический лючок с номером, который, вероятно, позволит установить судьбу экипажа. В ходе отдельной поисковой разведки найдены единичные обломки еще одного бомбардировщика Пе-2, в том числе технический лючок, который также поможет установить судьбу самолета.
Еще одно место падения Ил-2 осмотрено западнее урочища Кривцы: собраны мелкие фрагменты бронелистов, части обшивки, направляющее пусковых систем реактивных снарядов.
В воскресенье, 17 июня, поисковики исследовали место гибели самолета Ил-2, который потерпел крушение 5 августа 1942 года. Летчик, командир эскадрильи 784 штурмового авиационного полка 232 штурмовой авиационной дивизии Карназеев Алексей Алексеевич с боевого задания не вернулся. Есть свидетельства, что он был похоронен немцами на месте падения. В ходе работ на месте катастрофы найдены стабилизаторы самолета, элементы боекомплекта, лонжероны. Поиск командира эскадрильи Карназеева продолжен.
В беседе с Ильей Прокофьевым выяснилось, что в республике реализуется проект “Крылья Татарстана”, в рамках которого воссоздается самолет Пе-2.
– Самолеты Пе-2 строились на четырех казанских заводах в годы войны: это самый массовый бомбардировщик. Но, к сожалению, сейчас в Татарстане нет ни одного самолета. Их вообще в стране три: два – в Монино, в Музее авиации, и один в Пышме Свердловской области, в частном музее. Поэтому мы стараемся восстановить из найденных обломков настоящий самолет Пе-2. Понятно, что придется какие-то вещи делать совсем заново. Дело в том, что чертежи Пе-2 не сохранились – ни на заводе в Казани, ни на Иркутском, – рассказывает Илья Прокофьев.
Комментируя на месте карту, по периметру которой прикреплены карточки с фотографией погибшего летчика и указанием характеристик самолета, командир отряда “Рубеж Славы” Дмитровского района (Московская область) Сергей Рыбаков добавил:
– Мы работаем в Дмитровском, Солнечногорском, Клинском районах, на местах битвы за Москву. Найдены обломки 32 самолетов и установлены имена 17 летчиков. Под Солнечногорском, например, подняли тяжелый бомбардировщик – арктического авиационного отряда. Это полярная авиация. Когда началась война, эти самолеты попали на фронт. И мы нашли такую уникальную машину, у которой под зеленой краской обнаружили оранжевую…
И такие истории – у каждого поискового отряда. На вопрос, сколько лет еще будет интересен поиск и неутомимое желание установить как можно больше имен без вести пропавших, Сергей Рыбаков ответил: “Думаю, на полвека, на век хватит. Тем более это одно наше братство. Мы состаримся, и придет более молодое поколение. Главное – было бы желание, потому что в поиске остаются не все. Нужно уметь ответить на вопросы, поставленные себе лично: зачем тебе это…”
№25 от 22.06.2018