Ярким солнечным утром 5 мая сего года в центре Ворги у памятника не вернувшимся с войны односельчанам состоялся торжественный митинг.
Нет, это был вовсе не официальный митинг, как принято, к Дню Победы, поскольку проходил уж непривычно — слишком рано. Да и люди, собравшиеся в парке, выглядели как-то необычно – многие в форме военных лет, камуфляже, с флагами. Причем, не только жители Ворги и района, но и Рославля, Смоленска, С-Петербурга, Москвы, представители братской Белоруссии. С нами даже… президент Фонда всесторонней поддержки детей и молодежи «Все лучшее новому поколению» имени Ф.И. Михайлова Яковлева Е.Ф. Да… столько народу наш старый парк давно не видывал, пожалуй, с прошлого года, когда принимал участников автопробега Памяти.
Да, в четвертый раз Ершичский район отмечен масштабным патриотическим мероприятием – автопробегом по памятным местам боевых действий прославленной в веках 5-й Ворговской партизанской бригады им. Сергея Лазо. Но если ранее мы проводили все что называется на общественных началах, на голом так сказать энтузиазме, на сей раз удалось «пробить» для этого благородного дела ни много ни мало Президентский Грант, что позволило заметно расширить рамки Акции, превратив ее в международную!
А начиналось всё с малого. В 2015г к 70-летию Победы мы вместе с М.И. Кабановым, старые школьные товарищи, выпускники Воргинской средней школы 1987 года, собрав друзей-единомышленников, задумали и провели наш первый автопробег по партизанским местам Ершичского района. Тогда участников было всего четыре десятка. Поскольку «первый блин» не вышел, как говорится, «комом», на следующий год решили продолжить. На сей раз благодаря «сарафанному» радио число участников заметно возросло, расширилась и программа, и маршрут. Ну а в прошлом году, с привлечением ОНФ и телевидения наше мероприятие приобрело Всероссийский размах, а сам автопробег преобразился в настоящий автопоезд Памяти. В этом же году рамки еще более расширились. В Акции было задействовано до 45 единиц разнообразной внедорожной техники, участие приняли до 200 человек разного возраста и социального положения (рабочие, служащие, предприниматели, учителя, врачи, студенты, главы с/поселений, депутаты, поэты…), многие — с детьми и внуками, что на деле демонстрировало неразрывную Связь Поколений. Самым маленьким на тропе суровых испытаний оказался Непогодин Мирон… 10 месяцев от роду. Но вместе с родными малыш стойко выдержал этот двухдневный, с ночевкой в суровом Брянском лесу, 350-километровый марш!
Местом старта Ворга выбрана отнюдь неслучайно и вовсе не потому, что организаторы Акции ее уроженцы. Именно близ этого, на то время, поселка смоленских стеклоделов осенью 1942 года формировалась, выросшая из особого партизанского отряда специального назначения (направлен во главе с нашим земляком Н.С. Шараевым в июне 1942г из партизанского полка им. С. Лазо, действовавшего в районе Ельни, для организации партизанского движения в Ершичском районе) будущая партизанская бригада, в дальнейшем действовавшая также на территориях соседних Брянщины и Белоруссии, покрыв себя неувядаемой славой в борьбе с фашистскими захватчиками за освобождение родной Смоленщины.
Несмотря на ранний час в парке много зевак. У памятника выступают: глава села Парфенова Н.А., подполковник Курсаков А.В., Кабанов М.И. (главный организатор автопоезда), и ваш покорный слуга, депутат Ершичского райсовета Познышев Ю.А., а поскольку еще и член поэтического клуба «Вдохновение», как всегда со своими новыми стихами военной тематики (они будут звучать на протяжении всего пути, придавая особый колорит). Отряд Шараева имел цель — блокировать вражеские перевозки из Рославля по железным дорогам и шоссе в юго-западном (на Кричев) и юго-восточном (на Брянск) направлениях. В нем было 360 человек, но после прорыва в Орлово Гнездо близ Ворги, осталась едва половина. Однако уже в октябре, собрав, как магнит, воедино силы окрестных групп сопротивления, он вырос в целую партизанскую бригаду, которая стала реальной грозой для врага – летели под откос поезда, взрывались мосты, склады… Не одна тысяча гитлеровцев нашла себе могилу в наших лесах!
Выступил и представитель белорусского отряда, Хотимский поэт Александр Александрин, получив в подарок книгу «Край Ершичский, героический», из рук автора. А еще здесь читали стихи, пели песни дети участников пробега – маленькие пока в силу возраста, но уже большие патриоты – по духу! И надо отдать должное директору Воргинского СДК, депутату местного Совета Завизину В.В., обеспечившему мероприятие аппаратурой, микрофонами; кстати, музыка разливалась из динамиков задолго до начала митинга, поскольку путь предстоял неблизкий – в столицу Брянского партизанского края д. Мамаевка, вернее на ее место, поскольку была уничтожена карателями…
Как и прежде нашу колонну, украшенную патриотической символикой, возглавляет старый добрый, видавший виды, армейский ГАЗ-66, уверенно ведет который Михаил Кабанов – командир отряда. Мне же, словно начальнику штаба, пришлось разрабатывать план предстоящей «операции» (в тесной связи с брянским коллегой — краеведом Немцовым В.Л.), а также отвечать за информационно-пропагандистскую работу. Почтив память павших земляков в памятных местах Ворги, возложив венки и цветы к подножию монументов, держим путь на юг. Райцентр встречает нас приветственными криками и вспышками фотоаппаратов. У братской могилы не вернувшимся с полей войны землякам, красноармейцам и партизанам с горячим напутствием выступает Глава района Серенков К.Н. (он, кстати, вместе со своим замом Бакустиным В.Н. присоединяется к нам и провожает до «границы» с Брянщиной). Я рассказываю о становлении партизанского движения в районе, деятельности его организаторов – Анатолия Озернова и Владимира Свиридкина. Здесь также со стихами и песнями выступают юные участники автопробега, и после возложения цветов и венков наша увеличившаяся колонна отправляется дальше.
Поскольку мост через Вороницу оказался поврежден недавно пронесшимся над районом ураганом, двигаемся другим путем. Нельзя было не остановиться в Сосонках, ведь это родина прославленного партизанского командира Коротченко(ва) Т.М., подполковника Красной Армии. Оказавшись в окружении, он сумел пробиться из него, добраться до родных мест, и включиться в партизанскую борьбу. В отряде Озернова прежние звания и заслуги в счет не принимались. Но наш земляк в короткое время сумел на деле доказать чего стоит и вскоре стал начальником штаба 5-й Ворговской бригады. Именно он планировал и проводил все самые значимые партизанские операции. В том числе Пригорьевскую, после успешного проведения которой, ему доверили командовать бригадой. Затем он в течении нескольких месяцев был командиром 2-й Клетнянской партизанской бригады, осуществив ряд дерзких операций, самой значимой из которых был подрыв Белынковичского ж/д моста. Но имя выдающегося партизанского командира, не раз умело вводившего бригаду из вражеского кольца, умелого организатора и тактика, к сожалению, никак не увековечено в нашем районе.
Далее наш путь пролегает через Рухань и Корсики. В Рухани нас радушно встречает глава с/поселения Пядин М.В. Здесь, у памятника павшим землякам устраиваем митинг, с участием местных жителей. Рассказываю о древней, тысячелетней истории этих живописных мест; периоде сопротивления фашистским оккупантам, разгроме партизанами отряда Озернова Корсиковского гарнизона в сентябре 1942г и гибели в бою отважного комиссара Свиридкина В.А… Детишки тем временем обновляют надписи на надгробиях, что выглядит весьма символично. Не менее символичной была и встреча, после благословления нашей колонны и окропления святой водой настоятелем Корсиковского храма Рождества пресвятой Богородицы, с нашими брянскими коллегами – патриотами из Дубровского, Жуковского, Почепского и Клетнянского районов. Хотя и не на мосту, это все же чем-то напоминало знаменитую встречу на Эльбе: дружные крики: «Ур-р-а-а-а!», радостные возгласы, объятия… Что ж, теперь мы и впрямь – бригада. Тогда, в октябре 1942 года 5-я Ворговская также образовалась путем слияния трех отдельных отрядов, ставших ее батальонами, один из которых был белорусский!
Теперь нас «в бой» ведут Диесперов И.Г., бывший егерь, а ныне глава Лутенского с/поселения и соответственно сельсовета Клетнянского района, и Немцов В.Л. (бывший председатель Клетнянского общества охраны памятников) прекрасно знающие все тропки вокруг. О дорогах говорить не буду – всякому без лишних слов понятно, что такое лесные дороги (современные) – одно название. Так что без дружбы и взаимоподдержки в таком пути делать нечего… Наконец, в излучине старицы р. Надва, достигаем памятного обелиска Овидию Горчакову. Это имя знакомо не многим, но многие хорошо знают фильм «Вызываем огонь на себя», снятый по мотивам его книги. В 17 лет он стал разведчиком, 10 раз пересекал линию фронта, находился в партизанских отрядах, вел разведку. Отличное знание немецкого и английского языков помогало в этом. Смоленщина, Брянщина, Белоруссия, Украина – такова география действий отважного разведчика. Он был руководителем специальных разведгрупп, забрасываемых в войну на территории Польши и Германии… Дни и ночи, проведенные во вражеском тылу, вылились в повести и рассказы о героической и трудной судьбе русских и белорусских партизан. Здесь, в Клетнянском лесу он был тяжело ранен. И сюда же в 2000г вернулся вновь. На обелиске, установленном Клетнянским районным отделением охраны памятников, на склоне живописного холма, надпись: «Я живу средь Клетнянского леса. Овидий Горчаков». Каждый, проходя старой дорогой из Быстрянки на Каменец, непременно останавливается здесь…
Каменец – следующая точка нашего маршрута. Это село располагалось в 25км к юго-западу от Клетни, на правом берегу Надвы. В 1835г камергером Олсуфьевым здесь был построен хрустальный завод, названный Марьинским в честь жены владельца. Отсюда и другое название села — Марьинское. До 1929г оно входило в состав Корсиковской волости, имелась школа и храм. В годы войны село по праву заслужило звание второй столицы Клетнянского партизанского края – в его окрестностях располагались различные партизанские базы и лагеря, на лесной поляне был обустроен настоящий аэродром. Неслучайно поэтому, что в районе Каменца неоднократно происходили бои с крупными силами карателей. Страшная участь постигла и село, постоянно обстреливаемое из орудий и минометов, подвергавшееся бомбардировке. Заняв село, фашисты сжигали дома, безжалостно уничтожали жителей, не успевших укрыться у партизан… Те события увековечены в памятниках и обелисках. Один из них, высотой в 3 метра в образе партизана установлен на сельском кладбище — здесь в братской могиле похоронены погибшие мирные граждане и партизаны… Обо всем этом нам рассказывал Немцов В.Л., а дети тем временем обновляли полустертые надписи на могильных плитах…
Обследовав окрестности, направляемся далее на юг и достигаем бывшего поселка Черников, где в братской могиле покоятся останки отважных партизан Черниговского соединения дважды Героя Советского Союза А.Ф. Федорова, погибшие в этих местах в боях с карателями за свой лагерь в 1942г. Железобетонный обелиск высотой около 5 метров в удовлетворительном состоянии, но требует основательной реконструкции (об этом, как и состоянии других памятников Клетнянского заказника впоследствии мы составили обращение к губернатору Брянской области).
Мамаевка – это конечный пункт нашего маршрута. Но вот эти последние 6км до нее достаются нам «большой кровью». Дорога оказывается практически непроходимой — болото. С трудом преодолеваем это короткое (по карте!) расстояние в течение… 4-х часов! Амфибии – вот что было бы здесь в самый раз, а у нас всего лишь внедорожники. Тяжелее всего приходилось «Нивам»… Но, вот, наконец-то и желанная цель – мы прорвались! Останавливаемся, приводим себя в порядок, обустраиваем лагерь – здесь нам предстоит провести ночь…
Мамаевка – бывшая деревня Мглинского района, находясь у стыка с Орловской и Черниговской губерниями, с 1924г входила в состав Корсиковской волости. В годы войны эта деревня стала столицей Клетнянского партизанского края, близ которой базировались многие партизанские отряды и соединения, в т. ч. наша 5-я Ворговская бригада. Уже в 1942г был открыт воздушный мост с Москвой, по которому регулярно летали самолеты. Сюда они доставляли газеты, письма, оружие, боеприпасы, медикаменты, взрывчатку, а в особо трудные периоды и продовольствие. Обратно же увозили раненых из партизанского госпиталя, больных, детей, оставшихся без родителей, людей, обмороженных в зимнюю блокаду. Случалось, что доставляли на Большую землю и высокопоставленных фашистов, захваченных партизанами. Самолеты курсировали, разумеется, только ночью.
Мамаевка стала символом героизма и непоколебимой стойкости партизан. Каратели знали, что здесь расположен центр партизанского движения, поэтому неоднократно пытались уничтожить партизанскую столицу и ее обитателей. Однажды летом вооруженный до зубов карательный отряд попытался внезапно ворваться в деревню, уничтожить партизан и сжечь дома. Но партизаны не дремали, и незваным гостям была подготовлена хорошая встреча – уже на подступах к деревне на врага из засады обрушился шквал огня. Понеся большие потери, гитлеровцы в панике бежали. Но эта неудача карателей не успокоила. Гестапо строило новые планы уничтожения партизанской столицы, собирая сведения о численности партизан, их вооружении, оборонительных рубежах…
Обо всем этом в ночной тишине в деталях рассказывал, озвучивая документальную военную хронику, демонстрируемую под навесом на большом экране с помощью мультимедийной техники (электричество давал походный генератор) Немцов В.Л. А еще детям очень понравились военные фильмы, в т. ч. знаменитый «В бой идут одни старики». А также солдатская гречневая каша из полевой кухни и военные песни у костра – на гармони здорово играли сменяя друг друга Светлана и Евгений Ткачевы. Плюс следы войны (авиабомбы, пулеметы, различное стрелковое оружие), найденные в окрестностях местными поисковиками. Про ночевку в импровизированной землянке я вообще молчу…
В общем, немногим удалось заснуть в эту ночь. А утром было построение, «поверка», сбор лагеря, и продолжение маршрута по памятным местам. Напрочь «убитая» дорога заставила вновь его корректировать. Пробиваемся на Борятино — это деревня в Лутенском сельском поселении Клетнянского района, в 6км к западу от села Лутна, имела свой храм. Интересно, что до 1929г она входила в состав Корсиковской волости; бывшее владение Олсуфьевых. 30 июня 1942 года здесь повторилась участь Хатыни; за связь с партизанами фашистскими оккупантами было расстреляно свыше 120 жителей деревни. Об этой трагедии рассказывали Немцов В.Л. и местные школьники на торжественном митинге у обелиска погибшим. Достигнув места базирования наших партизан, известное как «Сталинград», всех потрясла… развернувшаяся вырубка леса в непосредственной близи к братской могиле! Нет, до самого бывшего партизанского лагеря еще далеко, но кто знает, при этаком усердии и до него могут добраться в ближайшее время. И что тогда? А ведь это – территория Клетнянского заказника! Мы сейчас негодуем по поводу осквернения и сноса памятников советским солдатам – освободителям в некоторых европейских странах. Неужели уничтожение памятных партизанских мест, обильно политых кровью патриотов в борьбе с фашистами, входит в программу патриотического воспитания руководства Брянской области? Об этом мы тоже указали в обращении к губернатору Брянской области…
Увы, время неумолимо. Путь тяжелый. О направлении на Сещу приходится забыть. Переведя дух, проводим импровизированный лесной митинг, где совместно с Немцовым рассказываем историю создания этого лагеря и его героической обороны (как настоящего Сталинграда!), после чего нашим партизанам удалось вырваться из вражеского «кольца» и совершить глубокий рейд, уходя от преследовавших по пятам карателей. (Все детали партизанской борьбы, рейдов, блокад желающие могут узнать из книги «Край Ершичский, героический»). На прощание, обменявшись с брянскими товарищами подарками и сувенирами (мы с Немцовым — своими книгами!), на свой страх и риск решаем двигаться через Сукромлю (по агентурным данным мост через Вороницу не так уж безнадежен, и его с нашими силами можно починить). Лесники — братья Ивлевы помогают определить направление пути. Именно так – направление, поскольку дорога практически отсутствует. К счастью наши надежды оправдались. Мост, конечно, оказался заметно сдвинут стихией. Однако уложив несколько массивных лаг наша техника, в т. ч. ГАЗ-66, осторожно (сантиметр вправо-влево…) смогла форсировать «пограничную» реку и благополучно вернуться «на родину». Как знать, возможно, в этом помогло и вчерашнее Корсиковское благословение?!
Вот и Сукромля, жители которой также были немало удивлены таким количеством техники в столь позднее время. По традиции направляемся к братской могиле. Небольшой митинг. Рассказываю всем собравшимся у памятника о единственном Герое Советского Союза Ершичского района, уроженце Сукромли — Бояринове Григории Ивановиче. 1922 года рождения, так что юность его была опалена в боях Великой Отечественной. Служить довелось в отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН), которая формировалась из спортсменов, командовал школой снайперов, готовил диверсионные подразделения и возглавлял их за линией фронта… За разгром штаба итальянской дивизии молодой лейтенант получил орден Красного Знамени. После войны закончил адъюнктуру, защитил кандидатскую диссертацию. Руководил подготовкой офицеров спецназа. Звёздный, и смертный для него час пробил 27 декабря 1979 года, когда наши спецподразделения «Зенит» и «Гром» штурмовали дворец афганского лидера Хафизуллы Амина. Спецназ исполнил приказ, потеряв четверых бойцов. Но среди них был и Григорий Бояринов…
Посетив еще ряд памятных мест и захоронений патриотов в нашем районе, в т. ч. Короедовку и Бояркино, поздно ночью возвращаемся на Воргу. Всё. Маршрут закончен. Это – Победа! Нам всё удалось. И большой праздничный салют, раноцветьем всполохов прорезавший небо над родиной партизанской бригады, стал ярким подтверждением успешного окончания и завершением нашего четвертого — международного автопробега Памяти.