День театра – это праздник для всех, кто влюблен в искусство игры, перевоплощений, искусство слова. Это праздник для людей думающих, ищущих и, конечно, мечтающих. Помните, как в известном старом фильме пела Татьяна Доронина: «Я мечтала о морях и кораллах, я хотела суп поесть черепаший…» Так вот с театром всё это возможно. Театральные постановки позволяют зрителю уноситься в мечтах в разные эпохи, в разные страны, проживать с героями их жизни. А главное, театр заставляет думать. И чем талантливее драматург, чем убедительнее игра актеров, тем больше у зрителей желания сделать наш мир добрее и лучше.
Настоящий театральный праздник подарил десногорцам детский театральный коллектив «Гном» под руководством режиссера Дании Макаровой 27 марта, в День театра.
С утра в Центр культуры и молодежной политики торопились маленькие зрители со своими родителями, с воспитателями детских садов на сказку «Царь Пузан», поставленную по произведениям Корнея Чуковского. Для многих юных десногорцев эта творческая встреча стала первой в их жизни встречей с театром. И хорошо, что она началась со сказок Чуковского. Сюжет сказки был понятен и прост для маленького зрителя: добрый царь Пузан преодолевает все трудности, встречающиеся на его пути, ради спасения своего народа, и побеждает обжору Великана. Но побеждает не в кровавом поединке, а силой своей доброты, ухаживая за заболевшим великаном. Доброта Пузана – жертвенная. Он продолжает любить своих подданных, зная, что те за глаза смеются над его физическим недостатком. И маленькие зрители это понимают. Моя внучка, смотревшая спектакль, прошептала: — А мне его жалко. Вот главная фраза, ради которой стоило играть!
Цель режиссера и актеров была достигнута: они смогли пробудить в ребенке чувство сострадания. Они сумели донести до маленького человека мысль, что в человеке важна не внешность, а внутреннее содержание. И я уверена, что не только дети, но и взрослые задумались над глубокой философией этой, как оказалось, вовсе не детской сказки. Вторую сказку – «Муха-Цокотуха» — актеры играли вместе с залом. Ведь волшебные слова: «Муха, муха-цокотуха, Позолоченное брюхо» — знают все дети. И радостно было видеть, как сначала несмело, а потом все громче и громче юные зрители «включались» в игру. И счастье узнавания строк, фраз заставляло детей словно светиться от гордости – они тоже на мгновение становились актерами! И никто не замечал, что на участниках театрального коллектива «Гном» нет костюмов, и что муха – это не муха, а вполне себе реальная девчонка. Зрители в этот момент находились в сказке, в том мире, который придумал для них Корней Чуковский. Они слушали «добрую литературу», от души смеялись и дружно аплодировали актерам, подарившим им в холодный, снежный март всё свое мастерство и теплоту души. Вечерняя театральная программа, подготовленная театральным коллективом «Гном», была наполнена таинственным флером, как и полагается в такой знаменательный день. Все знали только о том, что для зрителей готовится сюрприз. Зрителей встречали актеры театра «Гном» в театральных масках.
Они, застывшие в различных позах, гордо восседали на сцене, а публика томилась в предчувствии встречи с чем-то таинственным, особенным, доселе еще не виденным, на что всегда рассчитывают театральные режиссеры. И, нужно заметить, ожидания оправдались. Программа была поделена на две части. В первой – замершие фигуры оживали, снимались маски, и ребята читали стихи и прозу. Конечно, чтение завораживало. Есенин, Цветаева, воспоминания о Достоевском – «красивая» литература, красивое «слово», от звучания которого мы так отвыкли в нынешнее время. И невозможно было оторвать взгляд от ребят, таких вдохновенных, дерзких, печальных. Они не «играли» стихи – они их проживали, пропускали через себя. Тоже таинство. Прочувствовать и сказать так, чтобы зал замер. Вторая часть – «читка пьесы». Это новая форма театрального представления, сейчас весьма распространенная в театрах больших городов. Может, более понятно для читателя, «чтение по ролям». Роли уже распределены, текст начитан, но необходимо устроить генеральную читку перед зрителями, чтобы по их реакции понять, можно ли приступать к постановке пьесы, или дать ей еще отлежаться. Публике в этот вечер была представлена пьеса молодого драматурга Алексея Уставщикова «Завтра будет все не так».
К слову, Алексей лично знаком с режиссером «Гнома» Данией Макаровой, которой и был выслан текст пьесы. Волей автора, семеро молодых людей оказываются в театре ночью, накануне спектакля, в котором будут играть их любимые актеры. Попросту спрятались, чтобы посмотреть постановку без билета. По ходу пьесы становится понятно, что все они так или иначе связаны с театром: трое абитуриентов, студент литературного института, мечтающий написать пьесу для театра, студентка-врач и сторож, которые когда-то не поступили в театральное училище. Веселые, забавные перипетии, комические ситуации и диалоги, трагическая судьба одного из героев – всё переплелось в этой небольшой по объему пьесе. Вот перед нами три абитуриента. Яркая, высокомерная (на первый взгляд) Вероника, блестяще прочитанная Дарьей Гороховской. Окрыленная, амбициозная, мечтающая о славе великой актрисы. Тем не менее, чудесная девочка, впечатлительная, чувственная, способная сострадать и сопереживать. Георгий Немеровский (Игорь Федосов).
Влюблен в Веронику, очень легкий, веселый, остроумный молодой человек. Василий Шишкин (Николай Глушенков) – простой сибирский парень, самый забавный и смешной персонаж пьесы. Мария Краева (Екатерина Семенова) – студентка медицинского института, которая когда-то не поступила в театральное училище, но нашла себя на другом поприще. Именно в её исполнении звучат главные слова о смысле жизни – жить, чтобы приносить людям пользу, дарить радость. И все же, на мой взгляд, центральная фигура в пьесе – Александр Взмахов (Антон Бубнов), сторож театра. Образ неоднозначный: и притягательный, и зловещий одновременно. Мечта его жизни – стать актером – не реализовалась. А замену этой мечте он так и не нашел, сломался, озлобился, стал циником. Он умело манипулирует людьми, пользуясь яркой внешностью и способностью красиво говорить. Он легко очаровывает Наташу Павлову (Екатерина Ходакова), а после с такой же легкостью разбивает ей сердце. На протяжении спектакля идет незримый спор между Взмаховым и Марией. Добро и зло. Вечное противостояние. И для каждого героя будет своё «завтра» и в нем всё будет не так. Я слушала эту пьесу и невольно проводила параллели с классикой.
Не знаю, почему, но Взмахов очень напомнил мне Грушницкого из «Героя нашего времени»: так же жалок и смешон «в своей серой солдатской шинели». Но это уже мое восприятие. Зрителям очень понравилось то, что они услышали. Теперь хотят увидеть! Спектаклю быть?
№15 от 04.04.2018