Шлак с литейно-прокатного завода стал в Ярцеве популярным материалом, применяемым для ремонта дорог. Этими отходами сталеплавильного производства отсыпаны многие улицы частного сектора. Водители такому ремонту рады и говорят, мол, дешево и сердито. Все это так, кроме одного нюанса. В настоящее время переработкой шлака занимается не литейно-прокатный завод, а специализированное предприятие из города Новокузнецка Кемеровской области. Называется оно ООО «Технологии рециклинга».
Шлак является отходами металлургического производства. Он образуется в результате плавки металлолома в главной печи завода ДСП-30. При каждой плавке в шлак выпадает около 15% от загруженной массы металлолома. Так что ежесуточно на ЛПЗ образуются десятки тонн отходов.
В начале своей деятельности литейно-прокатный завод самостоятельно занимался переработкой своих отходов. Для этой цели было установлено оборудование, с помощью которого дробили шлак на определенные фракции, а полученную продукцию реализовывали.
— Мы переработали и реализовали около 150 тысяч тонн шлака, — рассказывает начальник производственного отдела завода Владимир Тягний. – Но из-за проблем с реализацией пришлось отказаться от этой непрофильной для нас деятельности.
Всего лишь за год на территории завода скопились огромные горы шлака, вершины которых были видны даже на большом удалении.
Руководство литейно-прокатного завода нашло партнера, который помог предприятию снять «головную боль». Им оказалось ООО «Технологии рециклинга» из Новокузнецка. Основным направлением деятельности этой сибирской компании является оказание комплекса услуг по переработке отходов металлургической промышленности. Годовой объем переработки различных шлаков превышает 5 миллионов тонн.
Компания «Технологии рециклинга» работает со многими предприятиями сталеплавильной отрасли, расположенными в различных регионах России. В 2015 году она открыла свое структурное подразделение в Ярцеве.
— Специалисты ООО «Технологии рециклинга» привезли к нам свою мощную дробильную установку. За полгода они переработали весь шлак, который занимал значительную часть заводской территории, — говорит Владимир Тягний. – Сейчас больших объемов нет, поэтому свою дробилку они увезли, а взяли в аренду нашу, реконструировали ее и успешно используют.
В настоящее время на производственной площадке залежей шлака не наблюдается.
— Мы работаем, что называется, с колес. Шлак КРАЗы привозят к нам еще горячим, и мы сразу пускаем его в переработку, — рассказывает руководитель структурного подразделения ООО «Технологии рециклинга» в городе Ярцево Андрей Фролов. — Из шлака мы получаем шлаковый щебень различных фракций в зависимости от требований заказчика. Наиболее востребованы такие фракции, как 5-20 миллиметров, 20-40 миллиметров. Оборудование позволяет раздробить шлак и на более крупные фракции. За смену мы перерабатываем до трехсот тонн отходов. Наша продукция пользуется спросом. Ее закупают строительные и дорожные организации. С Ярцевом у нас выстроились особые отношения. В 2017 году по просьбе администрации муниципального образования «Ярцевский район» мы выделили на безвозмездной основе 200 тонн шлакового щебня. Для населения его стоимость составляет от 150 до 450 рублей за тонну. Наш шлаковый щебень проходит сертификацию, его качественные характеристики не отличаются от характеристик щебня, добываемого путем дробления горных пород, а вот стоимость значительно ниже.
Щебень шлаковый на 30% состоит из кремнезема и на 40% из кальция. Он применяется для обустройства основания дорог, площадок для техники, где нет никакого дорожного покрытия. При закладке фундаментов определенные фракции щебня используются для формирования подстилающего слоя при неустойчивых естественных грунтах. При устройстве монолитных бетонных фундаментов крупный шлаковый щебень применяется в качестве заполнителя.
В настоящее время партнерские отношения между ГУП г.Москвы «Литейно-прокатный завод» и ООО «Технологии рециклинга» развиваются. Предприятие из Сибири перерабатывает не только заводской шлак, оно оказывает и другие услуги. К примеру, на завод возвращается металл, который остался в шлаке после плавки. Его улавливают специальные магниты, установленные на дробильной машине. И это еще не все.
— Огнеупорные материалы, которые применяются в сталеплавильном агрегате ДСП-30, имеют ограниченный срок службы, — поясняет начальник производственного отдела Владимир Тягний. – Использованные огнеупоры мы передаем на дробилку. После измельчения получается порошок, который затем используется в технологии выплавки стали. Такая модель дает заводу существенную экономию.
В производственной деятельности компания «Технологии рециклинга» занимается не только переработкой отходов металлургии. Она ведет переработку отходов древесины и технических масел, а недавно появилось еще одно направление, связанное с переработкой твердых бытовых отходов. Может быть, именно это направление станет еще одной точкой плодотворного сотрудничества городов Ярцево и Новокузнецк.
№13 от 30.03.2018