Интервью Общество Смоленский район

Раиса Михайловна Ипатова с 1982 года работает учителем в Богородицкой средней школе. Она – отличник народного просвещения, руководитель Смоленского районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

О русском языке, литературе, современных учениках с Раисой Михайловной побеседовал наш корреспондент.

– Как менялась школьная программа за годы вашей работы?

– Несмотря на то, что из программы были убраны многие советские писатели, такие как Аркадий Гайдар, она сейчас перенасыщена. Раньше девятиклассники изучали литературу первой половины XIX века, теперь же  за год приходится изучить XIX и XX века. Не всегда есть возможность остановиться на каком-либо произведении, подробней его разобрать.

Я стремлюсь к тому, чтобы дети знали классику. Читая, ученик должен понимать произведение, для этого нужно привлечь его внимание, выработать у него критическое мышление по отношению к тому, что он прочитал. Немаловажно развивать в детях и творческие способности. На уроках мы с ребятами сочиняем стихи, сказки.

– Что поменялось в работе учителя?

– С каждым годом становится все больше бумажной работы. На мой взгляд, следует больше времени уделять детям, а не отчетам. Не всегда это в реальных условиях получается.

– Знают ли современные школьники русский язык, правильно ли говорят?

– Многое зависит от семьи, от окружения, от того, сколько ребенок читает. На развитие человека влияет много факторов. Детей нужно учить говорить. Часто они слышат неправильную речь, нецензурную лексику.

– Вы станете поправлять собеседника, если он делает ошибку?

– Взрослых людей поправлять не всегда удобно, а детей, конечно, поправляю.

– Расскажите о начале вашей работы учителем.

– В 1980 году, после института, я два года работала в Дивасовской школе. Мне достались замечательные ребята. Они хорошо меня встретили, у нас появилось взаимопонимание. А летом эти пяти- и шестиклассники были у меня в отряде в пионерском лагере. Так что первые впечатления от учеников у меня хорошие.

– Бывает плохая дисциплина на уроках? Что делаете в таких случаях?

– Дети есть дети, бывает разное, но чтобы «на голове стояли», – у меня такого нет. Что-то сводим на юмор, но в основном, у меня послушные ученики.

– Каким должен быть идеальный ученик?

– Он внимательно слушает, «ловит» каждое слово, готовится к уроку. А также он – активный, инициативный, творчески мыслящий, на перемене повторяет урок. Но я, конечно, понимаю, что постоянно таким никто быть не может.

–  Кем бы вы стали, если бы не выбрали профессию учителя?

– Я в детстве неплохо рисовала, хотела этому учиться. Но до художественной школы добираться нужно было на автобусе, это для ребенка не всегда подходит. Может быть, я бы стала художником или дизайнером.

– Раиса Михайловна, что для вас значит – быть учителем?

– В первую очередь, это большая ответственность. И за умственное, и за духовное развитие, и за здоровье.

Порой встречаю некоторых спившихся бывших учеников. У каждого жизнь складывается по-разному, они давно уже взрослые люди, но я чувствую жалость.

С другой стороны, я, конечно, горжусь выпускниками нашей школы, которые стали успешными, теми, кто создал крепкие семьи, у которых все в жизни ладится. Наверное, и мы, учителя, помогли им стать такими.


смолрай№15 от 28.02.2018