Без малого четыре года «оком государевым» поручено быть в Тёмкинском районе, советнику юстиции Захару Вадимовичу Матвиевскому.
-Захар Вадимович, какие направления деятельности прокуратуры на сегодня вы назовете как самые актуальные?
-Хотелось бы остановиться на ряде актуальных вопросов.
Во-первых, работа с обращениями граждан. Анализ обращений свидетельствует о, порой, некачественном подходе к формированию содержания обращения со стороны заявителя. Так, чем подробнее изложены доводы, тем оперативней работник прокуратуры сможет провести проверку и отреагировать на нарушения закона. Недостаток информации в обращении является причиной возврата обращения заявителю с предложением восполнить недостающие данные.
На все это уходит драгоценное время. Кроме того, заявитель, получив такой ответ из прокуратуры, повторно может и не обратиться, «обидевшись» на прокурора. Кроме того, анализ обращений свидетельствует о том, что у граждан не совсем верное представление о функциях прокуратуры. В силу недопустимости подмены контролирующих органов, поступающее обращение, содержащее доводы, проверка которых напрямую относится к компетенции одного из контролирующих органов (например, энергонадзор, жилищная инспекция), подлежит направлению по подведомственности, что также в конечном итоге затягивает решение проблемы заявителя.
Обращение безусловно будет разрешено прокуратурой, если наряду с доводами о нарушении закона имеются данные о ненадлежащем решении обозначенных в обращении вопросов компетентным контролирующим органом. Так, например, если лицо жалуется на плохие материально-бытовые условия в съёмном жилище, то проверка указанной в заявлении информации входит в функциональные обязанности жилинспекции, поэтому мы обязаны перенаправить данное заявление. А вот в том случае, если жилинспекция уже отвечает гражданину и гражданин недоволен, как было разрешено его обращение, он получил отказ, а сам гражданин считает, что его обращение подлежит удовлетворению, — в этой ситуации уже вступает прокуратура, как надзирающий орган, в том числе и за жилищной инспекцией и мы уже разбираем не только сам вопрос, который обозначил заявитель в первоначальном обращении, но и верность тех действий, которые предпринимает жилинспекция.
В связи с этим, предлагаю в случае возникновения вопроса об адресате обращения, иных вопросов, связанных с нарушением прав, придти в прокуратуру на прием, где любому гражданину будут разъяснены положения законодательства, регламентирующего порядок подачи заявления, а, в случае необходимости будет оказана помощь в подготовке жалобы. Безусловное исключение составляют вопросы, связанные с нарушением трудовых прав граждан, а также нарушения прав социально незащищенных лиц, например, несовершеннолетних, инвалидов.
Во-вторых, приоритетным направлением деятельности прокуратуры района является защита трудовых прав граждан, в частности права на оплату труда. Само нарушение не является латентным, поскольку прокуратура может его выявить посредством сверок, с Пенсионным фондом, налоговой инспекцией, иными органами-получателями обязательных платежей. Соответственно, если таковые отсутствуют, то и зарплата не выплачивается. Но обратиться в суд с исковым заявлением или заявлением о выдаче судебного приказа о выплате заработной платы мы можем только по заявлению конкретного гражданина.
В качестве примера могу привести ООО «Баталин-агро». Сейчас оно находится в стадии банкротства, но еще и до введения указанной процедуры граждане к нам активно обращались, соответственно, мы имели возможность обратиться от их имени в суд с исковыми заявлениями о выплате заработной платы. Все наши заявления были удовлетворены.
-Что касается детей-сирот. Им и подсказать-то некому, сориентировать в правах…
-Что касается детей-сирот, эта та категория населения, которая относится к категории социально-незащищенных лиц. Они имеют право на предоставление им жилого помещения, в том случае, если они своевременно поставлены на учет как нуждающиеся в жилье. И согласно ст.45 ГПК РФ прокуратура имеет право от их имени обратиться в суд с иском о выделении денежных средств на приобретение им жилого помещения, благоустроенного, которое в дальнейшем им будет предоставлено по договору. Опять же, мы можем это сделать только на основании их собственного заявления. Если у нас этого заявления нет, то мы этого сделать не можем. Возможно, многие этого не знают. В прошлом году у нас было 6 таких заявлений, в позапрошлом году – больше.
К чему я это все говорю — к тому, что больше надо проявлять активности в отстаивании своих законных прав. Если будем сидеть и ждать, что кто-то за нас это сделает, то, дело с места не сдвинется, как говорится в известной поговорке, «под лежачий камень и вода не течет».
-А если сирота не знал, и некому ему было подсказать, что ему положено отдельное благоустроенное жилье, до какого возраста он может обратиться к Вам?
Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Так, в силу ст. 2 Закона Смоленской области от 29.11.2007 № 114-з (ред. от 25.10.2017) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны направлять в уполномоченный орган списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, для формирования единого списка указанных лиц
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеуказанной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
-А если сироте «досталось» неблагоустроенное жилье?
Это незаконно. Жилье заранее должно быть проверено и в качестве критериев на пригодность используются нормативы, установленные законами и подзаконными нормативными актами. Если нормативы не соблюдены, то это жилье в принципе не может быть предоставлено, и не только сироте – вообще любому человеку. В случае нарушения права гражданина на получение благоустроенного помещения, гражданин вправе обратиться в прокуратуру, где ему будет оказана квалифицированная помощь.
Спасибо, Захар Вадимович!
№7 от 02.02.2018