Культура Общество Ярцевский район

Многие из нас считают, что такой школьный предмет, как труд, является если не совсем обязательным, то, как минимум, разгрузочным. Мы решили поговорить об этом с человеком, который разбирается в данном вопросе как никто другой, – с самим трудовиком. Правда, теперь этот предмет имеет совсем другое название – технология, а его преподаватель учит и рисованию, и черчению, и труду.

Как найти смысл

Тяга к рисованию у Александра Знароченкова появилась еще в школе. Особенно его интересовало, как на плоской бумаге может возникать объем и пространство. Вплоть до выпускных экзаменов он даже не думал, что пойдет в преподаватели, помогла учитель по рисованию, сориентировала.

— А может, «помогло» и то, что я родился в день знаний – 1 сентября, — шутит Александр Михайлович. – А если серьезно, то увлечений в ту пору было много. Я родился в 1953 году, и моих сверстников очень интересовало искусство и точные науки. Многие обучались игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Мы стремились обрести знания и умения. Но когда я поступил в Смоленский пединститут на художественно-графический факультет, то засомневался, так как вокруг меня были студенты с очень хорошей подготовкой. И это оказалось стимулом к работе над собой.

Сам он родом из Починка, в Ярцево переехал в 1976 году по месту жительства жены. Преподавал в местных школах рисование, черчение и труд. В 1985-м его пригласили в среднюю школу №1, где Александр Михайлович работает по сей день. Фойе, кабинеты и коридоры этой школы украшены деревянными резными панно и стендами, на которых представлены как работы самого мастера, так и его учеников.

Александр Михайлович говорит, что каждый человек должен сам найти смысл своей жизни, почувствовать интерес, создать творческую атмосферу. Если этого нет, то любая работа может превратиться в рутину, а человек перестанет видеть в ней смысл.

— Вот раньше мой предмет назывался «труд», а теперь «технология». И мне это больше нравится, — продолжает он. – Что такое труд? Можно без энтузиазма махать метлой или лопатой, и это тоже будет труд. А можно творить с вдохновением, ведь само слово «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» или «искусство делать что-либо мастерски». Значит, вы работаете для достижения более высокого результата.

Легкий предмет?

На вопрос, как быть с учениками, которые не хотят делать что-либо мастерски или не проявляют к труду никакого интереса, преподаватель отвечает так:

— Я тогда меняю задание. Если ученику неинтересно заниматься со всеми по заданной теме, то я вручаю ему учебник и отправляю в соседнюю комнату: читай, учи, рисуй по чертежам. Тогда парень понимает, что это задание необходимо, но менее интересно, чем то, которым заняты его одноклассники, ведь труд – это прежде всего практика, а практика для них более интересна, чем теория. Подростков надо загружать, иначе они найдут другие занятия, которые могут не пойти им на пользу. Уж лучше пусть изучают специфику мужского труда, это очень пригодится в жизни.

Александр Михайлович вспомнил, как работал с классом, который заканчивал школу в 2014 году. Когда это были 6-7-классники, то с ними работалось тяжело, но учитель смог заинтересовать школьников, и уже с 9 класса они начали участвовать в районных и областных олимпиадах. На конкурсы тогда ученики представили макеты дачных участков, которые и стали победителями.

На вопрос, действительно ли технология является самым легким или разгрузочным предметом в школе, Знароченков предложил тем, кто так считает, поработать вместо него хотя бы неделю:

— Разгрузка покажется загрузкой. Вот некоторые моменты. Надо найти инструмент в нужном количестве, если его нет, то надо придумать, чем заменить. Для одного класса необходимо сделать примерно 15 заготовок, а для всех – примерно 200. А огромная ответственность за безопасность и охрану здоровья? Я себя ощущаю порой директором небольшого предприятия, и одновременно снабженцем, технологом, начальником цеха, проектировщиком, ну и, конечно же, наставником и учителем.

Как познать себя

В кабинете технологии стены заняты стендами с работами учеников. Чего тут только нет: резные деревянные панно, чеканка по металлу, декоративные кухонные наборы и рамки для икон и картин, макеты пароходов, дачных домиков. Некоторые из них поражают мастерством исполнения. Самые лучшие работы были выполнены в промежутке с 1995 по 2008 год. В то время предмет труд можно было сдавать на выпускных экзаменах.

Александр Михайлович считает, что это был серьезный стимул к тому, чтобы ученики что-то делали качественное своими руками. Например, кабинет директора школы уже несколько лет украшает модель парусного корабля «Святой Павел». Эта работа является победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, который проводился в 2014 году. Модели кораблей делать долго и сложно, на что уходят годы, поэтому одни ученики его начинали, другие продолжали, а третьи заканчивали.

Но творческий процесс никогда не заканчивается, считает Знароченков, он включает в себя не просто обучение детей знанию и мастерству, но и формирование личности.

— Человек складывается из тех сил, которые на него действуют в течение жизни, — сказал Александр Михайлович. – Мы, учителя, пробуждаем интерес ребенка к самопознанию и самосовершенствованию через огромное разнообразие возможностей. Это и есть воспитание.


Ярцево № 49 от 7.12.17