Resize of image (11)
Интервью Шумячский район

Честно говоря, я обожаю работать в жанре интервью. Материал получается оригинальным, насыщенным, ярким. Правда, если с собеседником повезёт. В этот раз мне действительно повезло. Светлана Николаевна Лазарева отличный собеседник, она педагог Шумячской санаторной школы – интерната. Настоящий энтузиаст, мастер своего дела, человек творческий, увлечённый. Она безумно любит детей, свою профессию, получает колоссальную отдачу и это наполняет её жизнь особым смыслом. Мне удалось побеседовать со Светланой Лазаревой накануне Дня учителя.

Resize of image (3)

   — Светлана Николаевна, Вам нравится Ваша работа?

 — Мне  очень нравится моя работа. Настоящее удовлетворение и радость от работы я получила, когда пришла работать в Шумячскую санаторную школу-интернат. Все знают, что в ней, в основном, обучаются дети из многодетных, малообеспеченных, часто неблагополучных семей. Однако, атмосфера в школе удивительная, ведь мы не только учителя, но и одновременно  старшие товарищии родители для этих детей.  Я чувствую их любовь и стараюсь отвечать им взаимностью. Я много времени провожу со своими учениками не только в первой половине дня, когда проходят учебные занятия. Если у меня появляется свободное время, я приезжаю к ним после обеда. Мы вместе занимаемся сезонными видами спорта, готовим различные общешкольные мероприятия,  работы на муниципальные и областные конкурсы, придумываем интересные фотопроекты. Очень понравилась детям серия проектов, посвящённых старинному русскому быту. Я шила народные костюмы, ребята изучали обычаи наших предков, их быт. У нас в школе есть комната-музей старинного быта. Там мы обустроили уголок крестьянской избы. Старинные рушники, скатерти, глиняные кувшины, прялки и другие предметы старины — всё пошло в дело! Ребята погрузились в прошлое, вспомнились старинные поговорки, пословицы, потешки… Результатом стала увлекательная фотосессия, а несколько фотографий были отмечены на областном конкурсе, посвящённом пропаганде здорового питания.     Поэтому и люблю свою работу, ведь моя работа стала для меня вторым домом, а положительные эмоции от совместного времяпрепровождения с моими учениками вносят смысл в мою жизнь!

Resize of image (8)

 — Как давно Вы в профессии? Почему выбрали этот путь?

 —  В профессии я уже почти 25 лет. После окончания Смоленского пединститута много лет работала в Шумячской средней школе, а с 2009 года работаю в санаторной школе интернате. Интерес к профессии учителя, учителя начальных классов, в частности, я думаю, привила моя первая учительница, замечательная, талантливая и неповторимая Базылева Евгения Иванова. До сих пор, по прошествии десятков лет, я помню её уроки, её талант давать детям глубокие и основательные знания, её талант сплотить коллектив с ранних лет. Далее мой классный руководитель Алёшина Елена Егоровна подкрепила своим примером моё желание стать учителем. Наш класс был самым дружным и сплочённым в школе. И до сих пор мы, одноклассники, поддерживаем связь друг с другом, часто встречаемся и общаемся.

Resize of image (6)

 — Что Вы считаете самым большим достижением в Вашей учительской практике?

— Своим достижением в учительской практике последних лет я считаю стабильные результаты обучения моих учеников, их любовь и уважение. Мои ученики в последние годы занимают призовые места в различных муниципальных и областных творческих конкурсах.

Resize of image (5)

 — Вы помните свой первый урок?

— Конечно, я помню свой первый урок. Интересная история про первый урок. Все знают, что во время обучения в институте студенты проходят педагогическую  практику в школах Смоленска. Когда приближалось время нашей практики, в институт обратился директор одной из маленьких сельских школ Хиславичского района. Учительница начальных классов ушла в декретный отпуск, некому было учить детей. Просили направить в школу поработать студентов на время   практики. И вот я и моя однокурсница вызвались там поработать. Поэтому мы сразу окунулись в учебную среду, вели все уроки, притом в малокомплектной школе. Получилась не практика, а настоящая работа! Так что первый настоящий урок у меня был ещё во время студенчества…Помню я и всех своих  выпускников. Многие из них уже взрослые люди, имеют свои семьи, своих детей, но в моём сердце они остаются навсегда «моими детками».

 — Светлана Николаевна, по Вашему мнению, сложно в современном мире учить, быть авторитетом для детей?

 — Если рассуждать глобально, то в современном мире учителю сложно быть авторитетом для детей. Ведь меняется общее мировоззрение, идеалы, ценности. На учителей начальных классов возложена особая миссия — заложить основы не только знаний, но и умение  ориентироваться и выбирать правильное направление деятельности в жизни, наделить маленького человека необходимым опытом общения, поведения, стать для него старшим товарищем. А главное, нужно научиться воспринимать ученика таким, какой он есть, искать подход к каждому, не старясь причесать всех, как говорится, «под одну гребёнку». И если у учителя это получается, то, я думаю, он будет авторитетом для своих учеников. По крайней мере я стараюсь работать в этом направлении.

Resize of image (4)

— А как Вы повышаете интерес к учёбе и мотивацию своих учеников?

 — Как один из вариантов повышения интереса и мотивации к учению -это вовлечение учеников не только в учебную, но и внеурочную и внеклассную деятельность. Ученики принимают участие практически во всех предметных неделях, проводимых в нашей школе. Как горды малыши, как они стараются, когда наравне со старшеклассниками (но, конечно, на своём возрастном уровне) получают грамоты, небольшие призы за участие в неделях русского языка, математики и информатики, биологии и географии. Кроме того, в школе ежегодно проходит «Неделя наук в начальной школе». Увлекательные конкурсы, соревнования, проекты на разные темы, оформление стенгазет и выставок — всё это вызывает неподдельный интерес у ребят, расширяет их кругозор, повышает мотивацию к учению. Плюс — наша совместная групповая деятельность, которая сплачивает коллектив.

 — Дети не всегда бывают милыми зайками… Как Вы справляетесь с так называемыми «сложными» учениками?

 —  Несомненно, дети все совершенно разные, со своими особенностями и характера, и психики, и развития. Но у меня никогда не было особых проблем с ними, считаю, что их  просто нет, «сложных» учеников. Главное, чтобы ребята чувствовали, что я к ним ко всем отношусь одинаково, не сравниваю друг с другом, для меня нет деления на «хороших и плохих», «сложных и лёгких». Если  я их и поругаю, то только за дело, а хвалю абсолютно всех даже за маленькие-маленькие успехи и достижения. Когда в классе царит атмосфера доверия и дружеских отношений между учителем и учениками, дети это чувствуют, поэтому и стараются проявлять себя с лучшей стороны.

— Как Вы считаете, что останется в памяти Ваших воспитанников после окончания начальной школы?

 — Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателем нашей группы Юрьевой Еленой Фёдоровной. Мы с ней — две «мамочки» наших детей, вместе готовим мероприятия с участием наших ребят, вместе работаем над фотопроектами и конкурсами. Я хочу, чтобы ребята помнили, как нам весело, здорово  и увлекательно было всем вместе проводить время в стенах школы и вне её. И, чтобы перейдя в среднее звено, ребята помнили, что мы всегда остаёмся их друзьями, и, если это будет необходимо, всегда поможем и поддержим их.

Resize of image (10)

 — Опишите идеальный урок, каким Вы его представляете?

 —  Идеальный урок – это импровизация. Ведь дети непредсказуемы  и никакой урок невозможно провести так, как запланировал, «от точки до точки». Главное -видеть осмысленный взгляд учеников, увлечь их за собой и подтолкнуть к новым, пусть маленьким, открытиям.

  — Какие темы или предметы Вы считаете своими любимыми в плане преподавания?

— Очень люблю математику. Более логически построенной и точной науки, наверное, и нет. Хотя это достаточно трудный предмет для учеников, но стараюсь всевозможными способами добиваться успехов  в её изучении. Ещё один предмет, который позволяет расширить и  кругозор — это окружающий мир. Вот уж где учителю можно в полной мере шагнуть за страницы учебника и показать весь мир, природу, человека с помощью своего кругозора, эрудиции, своего личного опыта и с помощью вовлечения самих ребят в исследовательскую деятельность.

Resize of image (9)

 — Светлана Николаевна, у Вас остается время на себя, на  какие-то увлечения, отдых?

— Меня привлекает творчество, искусство, история. Поэтому в  свободное время я люблю посещать мероприятия, проводимые Шумячским краеведческим музеем. Выставки художников, скульпторов, коллекционеров всегда окрыляют,  поднимают настроение, стимулируют к творчеству. А тематические мероприятия в музее всегда наполнены атмосферой теплоты, дружелюбия и искренности. Получаешь массу эмоций, надолго заряжаешься положительной энергией. Многие мероприятия посвящены прошлому, истории нашего посёлка в разных аспектах. Нотка ностальгии, воспоминания о прошлом и новые интересные сведения о прошлом нашего посёлка греют душу посетителям этих мероприятий. Иногда в мероприятиях с неподдельным интересом участвуют и мои ученики.  В свободное время я придумываю новые сюжеты для фотосъёмок, шью костюмы и изготавливаю реквизит. Летом люблю заниматься разведением садовых цветов, особенно мне нравятся лилии. В этом сезоне меня порадовала лилия, которая выросла до 1,8 м в высоту!

 — Светлана Николаевна, я знаю о Вашем увлечении фотографией. Частенько мы используем Ваши фотоработы  в материалах нашей газеты. За что Вам отдельная благодарность! А  как фотография появилось в Вашей жизни? И что Вы вкладываете в само занятие фотографированием?

 — Фотография вошла в мою жизнь очень давно. Мой дядя увлекался фотографией, поэтому с детства у нас в доме были, не преувеличивая, мешки фотографий. Я часто их пересматривала, сортировала, оформляла в альбомы. А когда увидела процесс печати фотографий, это мне показалось каким-то волшебством. Все эти проявители, ванночки, глянцеватели, красный свет в ванной….И всем этим умело «заправлял» мой дядя… Со временем появились новые возможности для фотографирования. Сначала плёночные фотоаппараты для цветных снимков, потом цифровые фотоаппараты. Я всегда обожала снимать свои цветочки, пейзажи, людей… Но широкие возможности показать свой взгляд на мир появились с приходом зеркальных фотоаппаратов. Вот уж где простор для творчества, широкие возможности съёмки и обработки. Я по-другому стала смотреть на мир вокруг себя. Каждое облачко, листочек, цветочек, жучочек мне кажутся необычайно интересными, так и хочется их снять. Любая прогулка пешком превращается в любование: здесь красивые причудливые облака, здесь красивое дерево, здесь волшебно светят фонари… Сразу поднимается настроение, отвлекаешься от повседневных забот, и ты погружаешься совершенно в другой мир, мир необычного в обычном. И этим миром хочется поделиться с другими…

Resize of image (1)

— Светлана Николаевна, о чем Вы мечтаете?

 — Моя профессиональная мечта, я думаю, перекликается с мечтой всех педагогов России. Хочется, чтобы Министерство образования «спустилось с небес на землю» и дало возможность учителям больше времени заниматься обучением и воспитанием детей, а не непрерывным бумаготворчеством. А в плане моего хобби хочется сделать самый удачный кадр и получить призовое место в каком-нибудь серьёзном фотоконкурсе!

 — Ну, что же, остаётся Вам пожелать, чтобы все мечты сбылись! Спасибо, Вам, Светлана Николаевна, за интересное интервью! Творческих и профессиональных Вам успехов, благодарных учеников и хорошего здоровья!

С праздником Вас, с Днем учителя!

фото из личного архива Светланы Лазаревой


шумячи №41 от 06.10.2017